Понятие и общая характеристика демократии
Демократия в переводе с греческого означает власть народа. Таким образом, демократию можно охарактеризовать как форму правления, при котором управление государством осуществляется при участии населения и их равенства перед законом, наделением политическими правами и свободами. Наиболее реализуемой формой демократии является республика или парламентская монархия с разделением властей. В качестве цели демократии можно отметить стремление к ограничению произвола, злоупотребления властью.
Более наглядно проследить реализацию демократического режима можно на примере Германии. С точки зрения государственного устройства и политической системы Германия или ФРГ представляет собой демократическое, а вместе с тем и федеративное, правовое, а также социальное государство с выраженной республиканской формой правления.
Основным законом, действующим на территории ФРГ, считается Конституция (другое ее название – Основной закон). Положения Конституции закрепляют основные права и свободы, например:
- свободу проведения собраний, союзов,
- свободу перемещения,
- выбор профессии и многое другое.
Также закрепляется обязанность со стороны государства по:
- защите достоинства человека,
- осуществлению функционирования принципа справедливости и защиты социально слабых или незащищенных категорий,
- наделения правами для свободного развития личности, вне зависимости от того, гражданин это государства или же иностранец.
Кроме того, на законодательном уровне закреплено четкое разграничение компетенции федераций и земель.
Общая характеристика политического строя Германии
Характеризуя в целом политический строй Германии, важно заметить, что она является классической представительницей федеративного государственного порядка. Земли, входящие в состав ФРГ, не считаются провинциями, а характеризуются как отдельные взятые маленькие государства.
Они обладают своим Основным законом, который в полной мере отвечает требованиям не только республиканского, но и демократического, правового и социального государства. В свою очередь такие земли спокойно могут делиться на общины, а также города и округа.
В основе Конституции Германии лежит принцип представительной демократии, исходя из которого, основой власти является народ, который осуществляет свои функции, участвуя в выборах, далее передавая реализацию своих прав специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Отличительной чертой Конституции является тот факт, что основываясь на опыте Веймарской республике, в действующем Основном законе предусматривается ряд ограничений, в определенных случаях запретов, не дающих возможности действовать политическим силам, если их цель заключается в причинении ущерба демократическому строю или даже ликвидации демократии, пусть и демократическими методами.
Возглавляет Германию федеральный президент. Срок его полномочий составляет пять лет, с возможностью однократно переизбраться. Избирается он Федеральным собранием, конституционным органом, который специально созывается для данной цели. Одними из основных функций президента являются представительные, в первую очередь, на международно-правовой арене. В полномочия президента входит также аккредитация и назначение послов, федеральных судей и других. Исходя из результатов парламентских выборов, президентом предлагается кандидатура на пост федерального канцлера для бундестага. В случае не поддержания бундестагом заявления канцлера о доверии, президент наделен правом распустить бундестаг. Президента Германии можно назвать надпартийным объединяющим фактором, который стоит над всей политической борьбой и формирует определенные ориентиры, как для граждан, так и для политики.
Общая характеристика ветвей власти Германии
Как и во многих государствах подобного типа, в Германии можно выделить три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Кратко рассмотрим каждую из них.
Во главе законодательной ветви власти (органа народного представительства) стоит бундестаг. Избирается он народным голосованием на четыре года, возглавляемый президентом бундестага. Основная деятельность его заключается в подготовке законов, проходящая на уровне профильных комитетов. Каждый закон проходит процесс принятия в три чтения, в результате чего принимается большинством голосов. Исключением являются поправки, принимаемые к Конституции. В ряде случаев, в основном для дебатов парламента, а также по вопросам внешней и внутренней политики, проходят пленарные заседания.
Исполнительная власть возглавляется федеральным канцлером. Стоит заметить, что только канцлер утверждается бундестагом и отдает отчет ему. В его полномочия входит формирование кабинета, определение направления деятельности министров и политики правительства.
Надзор за исполнением и соблюдением Конституции Германии осуществляется федеральным конституционным судом. Выборы в органы народного представительства, без исключения, также проходят на основе общего, прямого, равного и, самое главное, тайного голосования. В лице избирателей могут выступать граждане, которые на момент выборов достигли восемнадцатилетнего возраста. Выборы осуществляются на основе мажоритарной пропорциональной системы, из которой следует, что за каждым избирателем закреплено два голоса. Один из голосов отдается в пользу того или иного кандидата, а второй – партии, которую хочет поддержать избиратель. По результатам голосования, бундестаг формируется из числа партий, прошедших пятипроцентный действительный порог или три прямых мандата. Главными партиями Германии можно назвать: СДПГ, ХДС, СвДП и другие. Однако, помимо представленных партий, в выборах принимают участие и множество других.
Стоит заметить, что вместе с партиями в ФРГ существует и множество профсоюзных организаций. Их цель состоит в представлении и защите экономических и социально-политических интересов. В качестве примера можно назвать профсоюзы немецких служащих, христианские профсоюзы.
На одном уровне с профсоюзами активно функционируют общественные организации и союзы, объединяющие в себя большую часть населения страны.
Характеризуя внутреннюю политику Германии, можно заметить, что ее деятельность также нацелена не только на поддержание порядка, но и на обеспечение, как уже не раз отмечалось выше, признанных конституционных прав и свобод.