Задержка психического развития (ЗПР) - это синдромы, при которых происходит временное отставание развития в целом всей психической системы ребенка или ее отдельных составляющих (сенсорных, моторных, эмоциональных, речевых функций).
Общие сведения о задержке психического развития
ЗПР можно охарактеризовать как состояние, при котором замедляется темп реализации и функционирования свойств организма, которые закодированы в генотипе, что явилось следствием действующих мягко и временно факторов.
Причины задержки психического развития могут носить как физиологический характер (черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания в тяжелой форме, наследственность и т.д.), так и социально-педагогический (отсутствуют нормальные условия жизнедеятельности, нет заботы от родителей, плохие условия обучения, трудная жизненная ситуация и пр.).
Благодаря множеству исследований можно выделить общие черты детей с задержкой психического развития:
- незрелость воли, эмоций и поведения;
- истощаемость носит повышенный характер, что влечет за собой низкую работоспособность;
- запас базовых представлений и сведений ограничен;
- бедность словарного запаса;
- неполная сформированность игровой деятельности;
- плохие навыки интеллектуальной деятельности.
Психологические особенности детей с ЗПР, проявляющиеся в учебной деятельности
Ученые, которые исследуют закономерности психического развития детей рассматриваемой категории, отмечают, что при правильно организованной психолого-педагогической работе можно выделить ряд особенностей, которые отличают их от детей с диагнозом умственной отсталости: решение многих интеллектуальных и практических задач, осмысление сюжета рассказа или картинки, разбор условия легкой задачи и др.
Однако, при всем этом, дети с ЗПР обладают недостаточной познавательной активностью, а быстрая утомляемость и истощаемость существенно замедляет процесс их обучения и развития.
Сниженная активность мыслительных процессов, а также тот факт, что работа по анализу, сравнению, синтезу, обобщению, является недостаточной, память и внимание ослаблены - все это не может остаться незамеченным, поэтому преподаватели стараются каждому такому ребенку оказать помощь в индивидуальном порядке, а именно:
- стараются отыскать пробелы, которые присутствуют в их знаниях, а затем занимаются их восполнением различными способами, например, заново повторяют уже пройденный материал и предлагают выполнить упражнения дополнительно;
- пытаются привлечь внимание детей с ЗПР к выполняемой классом работе;
- используют в работе с такими детьми наглядные карточки, разнообразные пособия чаще, чем с другими учениками, так как они помогают детям быть более сосредоточенными на теме урока, а также они освобождают от работы, которая не имеет к изучаемому материалу отношения.
Все обозначенные меры, безусловно, на разных ступенях обучения, гарантируют положительные результаты, дают шанс на достижение временного успеха, что позволяет преподавателю считать данного ребенка не умственно отсталым, а отстающим в развитии и усваивающим материал медленно.
Положительные стороны деятельности детей с ЗРП в ходе учебного процесса
Когда работоспособность детей с задержкой психического развития протекает нормально, можно говорить о целом ряде положительных предпосылок в их деятельности, которые предполагают сохранение у них многих интеллектуальных и личностных качеств.
Чаще всего сильные стороны детей с ЗРП активизируются в ходе выполнения ими интересных и доступных заданий, которые не требуют длительного напряжения ума и протекают в доброжелательной спокойной атмосфере.
Когда ребенок пребывает в данном состоянии, индивидуальная работа может помочь открыть в нем способность к самостоятельному решению интеллектуальных задач практически на уровне детей, которые развиваются нормально. Он сможет сгруппировать предметы, установить причинно-следственную связь в рассказе с потайным смыслом, понять пословицы с переносным смыслом.
Подобную картину можно наблюдать и в ходе уроков. Относительно быстро детьми усваивается учебный материал, они правильно выполняют упражнения, а также исправляют ошибки, опираясь на уже известную им цель задания.
У некоторых детей с задержкой психического развития, благодаря работе воспитателей и учителей, появляется к 3-му, 4-му классу интерес к чтению. При хорошей, для данной категории детей, работоспособности, некоторые из них достаточно подробно и последовательно могут пересказать текст, ответить правильно на вопросы, выделить в тексте главное с помощью педагога.
Рассказы, которые интересны детям с ЗПР, могут вызвать у них глубокие и бурные эмоции.
Вне школы такие дети зачастую бывают активными. Они интересуются тем же, чем и их нормально развивающиеся сверстники. Часть таких детей наслаждаются спокойными и тихими занятиями, например, лепкой, конструированием, рисованием, но таких детей небольшое количество. По большей части дети с ЗПР отдают предпочтение подвижным играм, любят порезвиться и побегать. К сожалению, с фантазией во время игр и у спокойных и у активных детей, зачастую возникают сложности.
Всем детям с ЗПР присущ интерес к различного рода экскурсиям, посещениям кинотеатров, театров, музеев. Такие походы могут захватить их на несколько дней, так как они надолго остаются от увиденного под большим впечатлением.
Также они любят заниматься физкультурой и участвовать в спортивных играх, несмотря на тот факт, что они обладают явной двигательной неловкостью, а также недостаточной координированностью движений. Однако, когда проходит время, в ходе обучения, дети добиваются определенных успехов, что еще раз подтверждает их отличие от детей с умственной отсталостью.
Дети с задержкой психического развития очень доверяют взрослым и дорожат их любовью и вниманием. Однако бывают ситуации срывов, которые зачастую происходят подневольно, без осознания и без причин. После таких срывов детям тяжело прийти в сознание и еще долгое время они чувствуют угнетенность и неловкость.