Сущность личностно-ориентированного подхода к содержанию образования
Личностно-ориентированный подход имеет несколько определений, каждое из которых отражает его сущность с различных точек зрения.
Личностно-ориентированный подход – это подход по формированию содержанию образования, направленный на уважение личности каждого учащегося, его прав и достоинств, охрану детства как одного из важнейших этапов развития личности человека.
Личностно-ориентированный подход – ориентация на такое наполнение содержания образования, которое будет направлено на формирование личности с важными социальными качествами.
Личностно-ориентированный подход – особое содержание образования, направленное на создание эффективных педагогических условий, ориентированных на саморазвитие личностной сферы учащихся.
Основной целью личностно-ориентированного подхода к содержанию образования является создание условий, при которых будет осуществлено максимальное раскрытие потенциала личности каждого учащегося, его творческих способностей.
Важнейшее значение при организации личностно-ориентированного подхода к наполнению содержания образования имеет соблюдение личностных особенностей и возможностей учащихся. Именно опора на личностные качества способствует организации наиболее эффективного процесса обучения и успешному усвоению научных и учебных знаний. Основными личностными качествами, на которые необходимо обращать внимание являются:
- направленность
- ценностные ориентации
- жизненный план
- установки
- ведущие мотивы
- ведущая деятельность
- особенности поведения
Все указанные характеристики связаны с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Личностно-ориентированный подход к содержанию образования требует от педагога выполнения следующих условий:
- Постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся, их характера, темперамента, жизненных взглядов и привычек.
- Осуществление постоянного мониторинга усвоения знаний, умений и навыков. Выявление уровня мышления, интереса, направленности, установок и т.д.
- Привлечение детей к интересной посильной деятельности, которая постепенно усложняется, обеспечивая прогресс в развитии личности.
- Своевременно выявлять и устранять причины, которые могут оказывать негативное влияние на достижение основной образовательной цели. В случае, если причины вовремя не выявлены и не предотвращены, то необходимо оперативно изменить тактику обучения.
- Опора на собственный жизненный опыт.
- Сочетание процесса воспитания и самовоспитания личности, оказание помощи в формировании навыков самовоспитания.
- Формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельности, инициативности и самоорганизации.
Данные условия необходимо осуществлять не по отдельности, а комплексно, только в этом случае можно будет добиться эффективности педагогического процесса.
Принципы личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход к содержанию образования опирается на следующие принципы:
- Принцип направления на развитие личности – подразумевается приоритет сохранения и развития индивидуальности, самоценности и самобытности личности каждого ребенка.
- Принцип проектирования образовательного процесса, основанный на организации индивидуальной деятельности учащихся, направленной на усвоение социально значимых норм и правил существования в современном обществе.
- Принцип постоянного и всестороннего развития личности – направлен на организацию процесса образования, в рамках которого осуществляется не только овладение нормативной деятельностью, но и обогащение индивидуального опыта каждого учащегося, как одного из важнейших источников саморазвития личности.
- Принцип взаимодействия индивидуального опыта ребенка и общественно-исторического опыта, посредством их согласованности между собой.
- Принцип социализации индивидуального опыта учащихся – направлен на организацию сотрудничества между специально организованной педагогом деятельностью и жизненным опытом ребенка.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к формированию содержания образования ориентирован на полноценное и всестороннее развитие личности каждого учащегося.
Основой личностно-ориентированного подхода являются два традиционных дидактических принципа, которые и положили ему начало – это принцип учета возрастных особенностей учащихся и принцип индивидуальности воспитания и обучения.
Сущность знание-ориентированного подхода к содержание образования
В настоящее время педагогика ориентирована в первую очередь на реализацию образовательных функций учебного заведения. Содержание образования понимается как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, которые имеют определенный учебный и научный уровень, в зависимости от возраста и учебных возможностей учащихся. Все это и является знание-ориентированным подходом к содержанию образования.
При знание-ориентированном подходе к содержанию образования в центре внимания педагога находятся такие знания как духовное богатство человечества, его жизненный и исторический опыт. Такое содержание образования направлено на полноценную социализацию личности и вхождение учащегося в современный социум, продуктивное существование в нем, эффективное взаимодействие с другими членами.
Таким образом, с точки зрения знание-ориентированного подхода, содержание образования является одной из основных жизнеобеспечивающих систем.
Отрицательным в знание-ориентированном подходе к содержанию образования является то, что знания выступают как основная ценность и «заслоняют» собой значимости личности ребенка. Все это приводит к ориентации в процессе обучения на среднего учащегося со средним уровнем развития.