Временные понятия – это понятия, связанные с отрезками времени (день, ночь, год, неделя, час и т. д.) и их соотношением (раньше, позже и т. д.).
Развитие временных понятий у детей относится к математическому развитию.
Необходимость ознакомления детей с временными понятиями
Необходимость ознакомления детей с временными понятиями обусловлена тем, что умение ориентироваться во времени дает каждому ребенку возможность успешно овладевать разнообразными видами деятельности, развиваться, познавать окружающий мир и многое другое. То есть, формирование временных представлений является одним из основных компонентов интеллектуального развития ребенка. По тому, как ребенок умеет ориентироваться во времени, в какой мере владеет временной терминологией можно судить о его готовности к обучению в школе.
Основной целью ознакомления детей с временными понятиями в условиях ДОУ является формирование у них временных представлений и овладение временными понятиями.
Достижение данной цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
- Развивать у детей представления о временных последовательностях (часах в сутках, месяцев в году и т.д.).
- Привить детям навыки по измерению времени.
- Формировать умение последовательно излагать определенные события, соблюдая время их свершения.
- Развивать умение чувствовать и определять время (временные отрезки), уметь следить за своей деятельностью во времени, ценить и не тратить впустую время.
- Воспитывать интерес к накопленному людьми опыту по постижению и учету времени, посредством ознакомления их с конкретными историческими фактами.
- Формировать личную заинтересованность в овладении временными понятиями, стремиться самостоятельно разбираться во времени, уметь его определять и т.д.
- Формировать необходимые временные понятия и знания о времени, с целью подготовки к обучению в школе.
Таким образом, значимость ознакомления детей с временными понятиями очевидна, так как вся жизнь человека связана со временем. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять время по часам, распределять собственное время, беречь его. От того, в какой степени ребенок владеет временными понятиями и знаниями, зависит его успешность обучения в школе и социализация в обществе.
Особенности ознакомления с временными понятиями детей разного дошкольного возраста
Ознакомление детей с временными понятиями необходимо начинать с раннего возраста. Уже в младшей группе ДОУ детей знакомят с такими понятиями как день, утро, вечер, ночь, а также временами года и днями недели.
В средней группе детей продолжают знакомить с временными понятиями и при этом начинают упражнять в умении ориентироваться в частях суток, временах года, днях недели. Основным методом ознакомления является макет, на котором изображена смена частей суток или времен года, а также беседа воспитателя с детьми.
В старшей группе и подготовительной к школе группе, в рамках работы по ознакомлению детей с временными понятиями педагоги:
- Расширяют представления о частях суток, их основных характеристиках и последовательности (например, утро наступает сразу после ночи, ночью – темно и т.д.).
- Учат определять время суток и обобщают понятие «сутки».
- Учат последовательно называть времена года и их характерные отличительные черты (зима – снег, лето – жара, весна – цветение, осень – листопад и т.п.), а также последовательно называть дни недели и месяца.
- Формируют элементарные временные представления, понятие его периодичности, текучести и необратимости. Данная работа самая сложная, как показать детям наглядно время не возможно. С этой целью используют разнообразные часы (песочные, изготовленные самостоятельно, наручные с секундной стрелкой и т.д.).
- Упражняют в умении использовать в своей речи временные термины, такие как: вначале, до, после, потом, позже, раньше и т.д.
- Учат «чувствовать» время, то есть временные интервалы (1 минута, 5 минут, час и т.д.).
Правила проведения упражнений по ознакомлению детей с временными понятиями
Прежде, чем приступить к ознакомлению детей с временными понятиями, педагог должен понимать, что восприятие времени очень сложно для детей, так как его невозможно увидеть или потрогать. Поэтому необходимо использовать такие методы, средства и приемы, которые помогут детям понять суть времени. Если в процессе ознакомления с временными понятиями педагог преследует цель – заучить (зазубрить) временные названия и их последовательность. То данная работа будет неэффективной, ввиду того, что дети так и не поймут, что такое время.
Основное требование к ознакомлению детей с временными понятиями заключается в том, что педагогическая работа в данном направления должна осуществляться в строгой системе и последовательности, с обязательной опорой на наглядности, использованием дидактических игр и упражнений.
Особо эффективно ознакомление с временными понятиями, если педагог использует в работе наблюдения за изменениями в окружающей среде, опору на личный опыт ребенка, его эмоциональные переживания. Все это способствует тому, что ребенок через осуществляемые действия получает необходимые временные знания, которые в дальнейшем у него систематизируются и обобщаются.
Основные средства, используемые для ознакомления детей с временными понятиями в ДОУ:
- Просмотр иллюстраций, на которых изображена деятельность людей в разное время дня (спит, кушает, умывается, гуляет) и в разное время года (купается, катается с горы, собирает грибы и т.д.). Рассматривание картинок должно обязательно сопровождаться пояснением воспитателя.
- Дидактические игры, например: «Когда это бывает?», «Разложи картинки по порядку», «Назови соседей» и т.д.
- Использование графических моделей: «Сутки», «Режим дня», «Времена года» и т.д.
- Беседы – воспитатель проводит с детьми в течение дня разнообразные беседы, которые целесообразно начинать с вопросов: какой сегодня день? Какое сейчас время года? и т.д.
Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.