Запорожец Александр Владимирович (30 августа (12 сентября) 1905 – 7 октября 1981) – психолог, доктор педагогических наук.
Краткие биографические данные
Родился в 1905 году в Киеве, в 1930 году получил педагогическое образование в 2-м МГУ. Ещё обучаясь в университете, начал сотрудничать с Академией коммунистического воспитания.
В 1920-1930 гг. являлся учеником Л.С. Выготского, проводил исследования различной направленности под его руководством.
В 1931 году переезжает в Харьков и начинает работать в Украинской психоневрологической академии, в 1933 году становится там доцентом.
В 1938 году в Харькове в педагогическом институте занимает должность заведующего кафедрой психологии.
1941-1943 год – работа в экспериментальном госпитале восстановления движений (Институт психологии в свердловской области).
В 1943 году приезжает в Москву и на протяжении 17 лет (1943-1960 гг.) является доцентом, профессором кафедры психологии МГУ. Не прекращая работу в МГУ, осуществлял также работу с 1944 года до 1960 года в качестве заведующего лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП.
В 1960 году стал директором НИИ дошкольного воспитания.
В 1965-1967 гг. был академиком-секретарём отделения психологии и возрастной физиологии.
В 1968 – 1981 гг. – являлся активным членом президиума АПН СССР.
Умер в 1981 году в Москве.
Вклад в науку
А.В. Запорожец известен как русский психолог, которого интересовал целый спектр проблем и явлений, входящих в общую и детскую психологию, психологию сенсорных процессов, движений. Достаточно подробно автором изложена психологическая теория деятельности, рассмотрены вопросы возникновения психики в филогенезе, проводил исследования в области развития эмоций человека, касался аспектов развития мышления, воображения, воли, нравственных и социальных чувств.
А.В. Запорожцем в ходе многолетнего изучения психики детей на разных возрастных этапах была составлена возрастная периодизация.
Наиболее интересным для исследований А.В. Запорожец считал дошкольный возраст, множество трудов, статей посвящено именно этому этапу возрастного развития. Результаты исследований отражены в созданной А.В. Запорожцем теории сенсорного и умственного развития ребёнка, которая позволяет наиболее успешно организовать процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
А.В. Запорожцем при разработке проблем дошкольного детства введён ряд понятий, составляющих основу дошкольной педагогики и психологии, к примеру - амплификация (обогащение) развития детей средствами специфических видов детской деятельности.
Критически отнёсся к переходу к обучению в школе с 6-ти лет, считая важным завоеванием человеческой цивилизации – удлинение детства.
А.В. Запорожец не только исследовал самостоятельно различные проблемы психологии, но и издавал в соавторстве работы по возрастной и общей психологии.
Основные труды
- «Развитие произвольных движений» (1955);
- «К вопросу о возникновении так называемых произвольных движений» (1958);
- «К вопросу о сознательной регуляции человеческих движений» (1959);
- «К вопросу об установке и её роли в регуляции двигательного поведения» (1958);
- «Новая программа воспитания в детском саду» (1962);
- «О действенном характере зрительного восприятия предмета» (1962);
- «Психологические особенности становления нравственного поведения младших подростков» (1990);
- «Психологические особенности формирования самоконтроля» (1987).
В соавторстве с Г.Д. Луковым написана статья «Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста» (1941), с А.Н. Леонтьевым – «Восстановление движений. Исследование восстановления функции руки после ранения» (1945); Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным «пробемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе» (1963).