Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Запорожец Александр Владимирович, психолог, доктор педагогических наук

Запорожец Александр Владимирович, психолог, доктор педагогических наук. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов

Запорожец Александр Владимирович (30 августа (12 сентября) 1905 – 7 октября 1981) – психолог, доктор педагогических наук.

Краткие биографические данные

Замечание 1

Родился в 1905 году в Киеве, в 1930 году получил педагогическое образование в 2-м МГУ. Ещё обучаясь в университете, начал сотрудничать с Академией коммунистического воспитания.

В 1920-1930 гг. являлся учеником Л.С. Выготского, проводил исследования различной направленности под его руководством.

В 1931 году переезжает в Харьков и начинает работать в Украинской психоневрологической академии, в 1933 году становится там доцентом.

В 1938 году в Харькове в педагогическом институте занимает должность заведующего кафедрой психологии.

1941-1943 год – работа в экспериментальном госпитале восстановления движений (Институт психологии в свердловской области).

В 1943 году приезжает в Москву и на протяжении 17 лет (1943-1960 гг.) является доцентом, профессором кафедры психологии МГУ. Не прекращая работу в МГУ, осуществлял также работу с 1944 года до 1960 года в качестве заведующего лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП.

В 1960 году стал директором НИИ дошкольного воспитания.

В 1965-1967 гг. был академиком-секретарём отделения психологии и возрастной физиологии.

В 1968 – 1981 гг. – являлся активным членом президиума АПН СССР.

Умер в 1981 году в Москве.

Вклад в науку

А.В. Запорожец известен как русский психолог, которого интересовал целый спектр проблем и явлений, входящих в общую и детскую психологию, психологию сенсорных процессов, движений. Достаточно подробно автором изложена психологическая теория деятельности, рассмотрены вопросы возникновения психики в филогенезе, проводил исследования в области развития эмоций человека, касался аспектов развития мышления, воображения, воли, нравственных и социальных чувств.

«Запорожец Александр Владимирович, психолог, доктор педагогических наук» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

А.В. Запорожцем в ходе многолетнего изучения психики детей на разных возрастных этапах была составлена возрастная периодизация.

Замечание 2

Наиболее интересным для исследований А.В. Запорожец считал дошкольный возраст, множество трудов, статей посвящено именно этому этапу возрастного развития. Результаты исследований отражены в созданной А.В. Запорожцем теории сенсорного и умственного развития ребёнка, которая позволяет наиболее успешно организовать процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

А.В. Запорожцем при разработке проблем дошкольного детства введён ряд понятий, составляющих основу дошкольной педагогики и психологии, к примеру - амплификация (обогащение) развития детей средствами специфических видов детской деятельности.

Критически отнёсся к переходу к обучению в школе с 6-ти лет, считая важным завоеванием человеческой цивилизации – удлинение детства.

А.В. Запорожец не только исследовал самостоятельно различные проблемы психологии, но и издавал в соавторстве работы по возрастной и общей психологии.

Основные труды

  • «Развитие произвольных движений» (1955);
  • «К вопросу о возникновении так называемых произвольных движений» (1958);
  • «К вопросу о сознательной регуляции человеческих движений» (1959);
  • «К вопросу об установке и её роли в регуляции двигательного поведения» (1958);
  • «Новая программа воспитания в детском саду» (1962);
  • «О действенном характере зрительного восприятия предмета» (1962);
  • «Психологические особенности становления нравственного поведения младших подростков» (1990);
  • «Психологические особенности формирования самоконтроля» (1987).

В соавторстве с Г.Д. Луковым написана статья «Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста» (1941), с А.Н. Леонтьевым – «Восстановление движений. Исследование восстановления функции руки после ранения» (1945); Д.Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным «пробемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе» (1963).

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot