Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой – это известный писатель, философ, а также ученый педагог.
Лев Николаевич Толстой вел обширную педагогическую деятельность. Он внес огромный вклад в развитие педагогической теории и практики.
Особое место в своих педагогических исследованиях Л.Н. Толстой отводил математической науки и вопросам ее продуктивного преподавания и изучения на разных возрастных этапах развития учащихся.
Педагогическая деятельность Толстого, по сути, началась с открытия им в Ясной Поляне школы для крестьян. Он был не только управленцем данного учебного заведения, но и преподавателем математики и истории. Кроме того, Толстой занимался исследованием педагогического процесса, проводил эксперименты в области практического использования методов и средств обучения.
Что касается важных педагогических достижений Л.Н. Толстого, то к ним относятся:
- Создание «Азбуки». Она включала не только буквы, но и математические символы. «Азбука» Толстого была ориентирована на познание дошкольниками математических знаков и букв русского алфавита. «Азбука» была написана в 1872 году.
- Разработка специальной литературы для чтения.
- Издание книги «Арифметика». Она стала методическим пособием для педагогов. В ней давались практические рекомендации об использовании методов и средств преподавания математики и знакомства с ее основами детей дошкольного возраста.
- Создание методов обучения дошкольников вычислительным и иным математическим операциям.
Педагогические воззрения Толстого носили оригинальный характер. Он предлагал инновационные методы изучения математической науки, которые шокировали педагогов того времени.
Содержание «Арифметики» Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой имел особое отношение к математической науке. Он считал, что математика пронизывает все сферы жизнедеятельности. Ее познание необходимо для того, чтобы лучше понимать устройство мира, постигнуть литературное и художественное творчество.
Также, Л.Н. Толстой сопоставлял литературу с математикой. Он говорило том, что они очень близки друг другу, поскольку литературное творчество учит постижению окружающего мира, знакомит с историей, развивает воображение, а математика – точная наука, свидетельствующая о точных законах функционирования различных объектов и процессов, позволяющая оценить их и соизмерить. Чтобы постичь математику требуется не только развитое логическое мышление, но и воображение.
В основе обучения дошкольников математической науки, Л.Н. Толстой заложил следующий принцип: Развитие навыков мыслительной деятельности ведет к постижению сущности математической науки. Это означает, что обучая математике, не стоит акцентировать внимание на развитии вычислительных навыков. Требуется развивать мыслительный процесс т.е. мыслить в ходе совершения вычислений. Данный принцип серьезно отличался от основ преподавания математики того времени. Его взгляды на обучение математической науки были запечатлены в учебнике «Арифметика».
Содержание данного методического пособия можно отразить рядом положений:
- Разделение учебника на два раздела: «дроби» и «целые числа». Раздел «дроби» отражает методические рекомендации по совершению вычислительных операций с простыми дробями, а раздел «целые числа» включает правила совершения вычислительных операций: сложение, вычитание, умножение, деление;
- Таблица четырех счислений. Она отражает совершение вычислительных операций с дробными числами;
- Занимательные задачи. Такие задачи предполагают использование нестандартного способа их решения, или отражают неординарный результат вычислительных операций. Задачи являются простыми и доступными для решения детьми дошкольного возраста.
Математическое обучение, по мнению Толстого, должно сводится к обучению теоретическим знаниям, которые сложны для восприятия детьми и делают процесс обучения безликим и неинтересным, а совершение практических математических операций. Это позволит познакомить детей с азами математики и подготовить их к обучению в школе. При этом, математическое развитие, основанное на использовании занимательных задач, рекомендуется реализовывать со старшего дошкольного возраста.
Л.Н. Толстой говорил о том, что дошкольники должны познать счет «вперед-назад» в пределах сотни. Обучение счету должно было быть основанным на опыте дошкольников, который они черпали в их основном виде деятельности – игровой.
Л.Н. Толстой утверждал, что в ходе математического обучения дошкольников требуется использование математических игр. Такие игры должны были быть ориентированными на развитие у детей самостоятельной деятельности и мотивации к изучению математики. Такое познание способствует:
- Развитию смекалки;
- Формированию волевых свойств характера;
- Формированию интеллектуальной активности;
- Развитию логического мышления;
- Развитию находчивости и творческой ориентации деятельности.
Такое математическое развитие способствует не только изучению математической науки, но и формированию нравственных качеств дошкольника и его общему интеллектуальному развитию.
К сожалению, методика математического развития дошкольников, разработанная Л.Н. Толстым не нашла своего призвания. На практике она применялась только в школе Толстого и дала отличные результаты. За несколько месяцев, учащиеся освоили навыки беглого математического счета и счисления. Но данная методика не получила признания, а потому не применялась в образовательной системе.
Некоторые аспекты теории математического образования дошкольников применялись в Отечественной педагогике, а многие его исследования стали основой современного дошкольного образования. В частности, это касается индивидуальной направленности обучения, ориентация образовательного процесса на развитие в ребенке самостоятельности и познавательной активности, а также раскрытие творческого потенциала дошкольника через формирование его интеллектуального развития: формирование логического мышления и навыков аналитической деятельности.