Основные направления работы по построению взаимодействия между работниками ДОУ и семьями воспитанников
Организация системы продуктивного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьями воспитанников является важным направлением деятельности ДОУ, поскольку только объединение усилий родителей и воспитателей, единая направленность их действий создает условия для полноценного развития подрастающего поколения.
Взаимодействие педагогов с родителями оказывается значимым процессом для обоих сторон. Родители расширяют свои знания и навыки в области воспитания, развивают педагогическую компетенцию, начинают видеть своего ребенка с иной точки зрения, с другого ракурса. Кроме того, педагоги помогают семьям в нахождении ответов на вопросы воспитания их детей, разрешении проблем, связанных с кризисными периодами развития ребенка и т.д.
Работа педагогов ДОУ по формированию взаимодействия с родителями воспитанников реализуется по следующим направлениям:
- Просвещение родителей. Педагоги знакомят родителей с особенностями воспитания, его методами и формами, помогают в выборе конкретных методов для определенного ребенка, с учетом его особенностей и потребностей, дают информацию о специфике психофизиологического развития детей разных возрастов, пропагандируют общечеловеческие и семейные ценности, необходимость привития ребенку семейных традиций, культуры и ценностей, акцентируют внимание на вопросах детской и семейной психологии.
- Практическая деятельность. Она связана с тем, что родители привлекаются к деятельности ДОУ: в организации мероприятий, высказывании своего мнения и идей по поводу конкретного направления деятельности педагога, применяемых методов работы, выражению своих предложений и идей. Кроме того, проводятся родительские собрания. Вчера, на которых осуществляется общение между родителями, обмен опытом семейного воспитания, мнениями и взглядами, использования каких-то нестандартных подходов в воспитании.
Если родители или иные опекуны ребенка будут сотрудничать с воспитателем ДОУ, проявлять уважение к нему, прислушиваться к его мнению, то и ребенок будет стремиться к посещению ДОУ, хорошо относиться к педагогу, чувствовать себя защищенным и свободным, доверять воспитателю, признавать его авторитет.
Традиционные формы работы педагога ДОУ с родителями
Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:
- Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.
- Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога. Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.
- Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.
- Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.
- Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.
Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей
Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом.
Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.
Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации.
Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания.
Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическую компетентность.