Способы воспитания духовно–нравственной культуры младших школьников
Духовно-нравственная культура – это система морально-этических личностных ориентиров, которая реализуется субъективным выбором идеалов и объективной системой оценивания конкретных человеческих поступков.
В современном обществе отмечается негативная ситуация с духовно-нравственным воспитанием молодежи. К причинам данной ситуации относят:
- отсутствие четких позитивных жизненных ориентиров молодого поколения;
- резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
- спад культурно-досуговой работы с детьми.
В школу дети уже должны приходить с определенными привычками поведенческой культуры: обладающими навыками самообслуживания и вежливого общения со старшими, приученными прощаться и здороваться, благодарить, соблюдать тишину, если кто-то занимается делами.
При рассмотрении внутренней культуры человека, необходимо говорить о тех личностных качествах, которые влияют на его поведение. В первую очередь, это вежливость и аккуратность, чувство собственного достоинства и скромность, тактичность и деликатность, корректность, обязательности и пр.
Духовно-нравственная культура предполагает умение ребенка вести себя в обществе (манеры, жесты, речь, внешний вид), умение организовывать свое рабочее место и с пользой проводить свое свободное время.
Необходимо отметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно взаимосвязаны и всегда были важными направлениями воспитательной работы в начальной школе.
Целенаправленная систематическая работа, направленная на воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается, когда дети приходят в школу. Это связано с тем, что не во всех семьях родители являются образчиками культуры, поэтому ее необходимо воспитывать вопреки тому, что ежедневно видит у себя дома ребенок.
Теоретические представления школьников о нравственности богаче и правильнее по сравнению с их поведением. Разрыв в сознании и поведении проявляется тем, что младший школьник знает, как правильно поступать, но не делает так. Младшие школьники только учатся соотнесению имеющихся у них представлений с жизненными ситуациями, реальными поступками и конкретным поведением.
Воспитание духовно-нравственной культуры ребенка – динамический, противоречивый, творческий процесс, для осуществления которого не может быть каких-то догматических рекомендаций.
Проблемы взаимодействия семьи и школы
Родительские чувства – самые могучие человеческие инстинкты. Они проявляются, в первую очередь, заботой о ребенке, стремлением к его физической и нравственной защите. Любое отрицательное действие и недоброжелательность, равнодушие или бестактность педагога могут вызывать у родителей неудовлетворенность и негативное отношение к школе, вплоть до чувства раздражения и гнева.
На сегодняшний день большинство учителей, особенно молодых, испытывают трудности при работе с родителями. Это связано преимущественно с тем, что учителя стремятся поведать о проступках детей, но практически не хвалят их за успехи.
Степень плодотворности общения учителей и родителей зависит не только от профессиональных знаний педагога, но и от индивидуального семейного опыта. Его отсутствие во многом влияет на отношение мам и пап к педагогу их ребенка. Такого рода отношение часто лишает молодого педагога профессиональной уверенности в сфере семейного воспитания.
Еще одна проблема взаимодействия семьи и школы – это незнание педагогом неприемлемости переноса стереотипа общения педагога с детьми на общение педагога с родителями. Неправильно занятая педагогом позиция в общении с родителями воспитанников зачастую вызывает возникновение конфликтных ситуаций.
В школе работают профессионалы, которые знакомы с системой воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители преимущественно такими умениями, знаниями и навыками не обладают. Это значит, что учитель должен не просто заниматься пропагандой этих знаний и умений, а побуждать в родителях потребность в овладении ими.
Важный помощник в этой ситуации – пропаганда педагогических знаний среди родителей. Однако недостаточный уровень подготовленности учителей к такому виду работы вызывает непонимание родителями самой сути воспитательного процесса в начальной школе.
Практика показывает, что современные учителя могут успешно влиять на родителей, оказывая целенаправленное воздействие на воспитание в семьях, при следующих условиях:
- если учитель хорошо знаком не только с учащимися своего класса, но и с их родителями, внутрисемейными отношениями, семейными традициями, обычаями, жизненным укладом, нравственными установками и общественной направленностью семейного коллектива;
- если педагог знаком с домашними условиями и бытом учащегося, а также с приемами и методами воспитания в семье;
- если между педагогом и родителями установлены искренние, доверительные и откровенные отношения, если между ними сложилось полное взаимопонимание;
- если учитель постоянно углубляет и расширяет свои знания по теории и методике воспитания в семье, передает этот объем знаний родителям, заботиться о повышении их педагогической культуры;
- если в работе с родителями умело сочетаются массовые и групповые формы с индивидуальной работой, учитывая специфические особенности каждой отдельной семьи.
Выполнение перечисленных выше условий оказывает непосредственное воздействие на эффективность взаимодействия семьи и школы, основа которого – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации педагогов, изучение особенностей и возможностей каждой конкретной семьи.
В связи с этим необходимо поддерживать с родителями непрерывный контакт и помнить, что характер воспитания и привития духовно-нравственной культуры внутри семьи во многом зависит от уровня их педагогической культуры.