Трудовое воспитание – это направление воспитательной работы, связанное с формированием навыков трудовой деятельности у подрастающего поколения за счет применения разных методов и форм приобщения воспитанников к выполнению разнообразных трудовых операций, стимулирующих развитие общетрудовых навыков.
Трудовое воспитание ориентировано не только и не столько на формирование трудовых навыков, сколько на воспитание трудолюбия, уважительного отношения к трудовой деятельности, ответственного отношения к выполнению разнородных трудовых операций.
Условия реализации трудового воспитания и повышения его эффективности в младших дошкольных группах
Трудовое воспитание требует соблюдения ряда условий своей продуктивной реализации. Дошкольная образовательная организация опирается на их соблюдение при разработке образовательных программ и проектирование направления трудового воспитания. К основным условиям организации трудового воспитания в ДОУ относятся:
Реализация трудового воспитания с раннего детского возраста. Это условие обуславливает привитие трудовых навыков и воспитание трудолюбия, начиная с ясельных групп ДОУ и, продолжая на дальнейших этапах учебно-воспитательной работы; Создание трудовой мотивации. Чтобы ребенок проявлял активность в трудовой деятельности, требуется развить у него желание к ней, а также выработать потребность в развитии тех или иных трудовых навыков. Это невозможно реализовать без создания специальных условий, стимулирующих трудовую детскую деятельность; Организация тесного взаимодействия с родителями. Оно ориентировано на создание единой воспитательной линии, единой направленности трудового воспитания в семье и в условиях ДОУ; Включение трудовых операций в разные виды детской деятельности. Труд необходимо сделать повседневным процессом, чтобы трудовые операции стали привычным для ребенком делом. Потому, трудовая деятельность включается и в режимные моменты, и в образовательные занятия и в развлекательную детскую деятельность.
В младшем дошкольном возрасте, вопросы трудового воспитания особенно актуальны. В этот возрастной период дети переживают кризисные явления своего развития. Стремление к самостоятельности находится в активной фазе развития и ребенку необходимо предоставлять возможность выброса своей энергии, проявления самостоятельности. Потому, в этот возрастной период уделяется особое внимание установлению взаимодействия с родителями воспитанников в направлении их трудового воспитания и развития.
Формы реализации взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания младших дошкольников
Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по вопросам трудового воспитания детей реализуется в следующих формах:
- Организация родительских собраний на темы трудовых отношений и трудового развития воспитанников. Они ориентированы на освещение педагогом различных аспектов трудового воспитания, выбора родителями оптимальных форм и методов воспитательного воздействия. Как правило, собрания проводится не чаще одного раза в квартал и предполагают определение направлений воспитательной работы на следующий квартал, совместную деятельность по формированию трудовых навыков воспитанников, обмен мнениями и идеями.
- Консультирование родителей по проблемам трудового воспитания. Они могут быть организованы, как в групповой, так и в индивидуальной форме и предполагают просвещение родителей в вопросах трудового развития ребенка и повышение их педагогической компетенции в данном направлении воспитательной деятельности. на консультациях дается руководство деятельности родителей в определении трудовых способностей ребенка, понимания его трудовых стремлений, выработке потребностей в трудовой деятельности.
- Создание памяток и иной обучающей информации в родительских уголках. Предполагается размещение на стендах информации о трудовом воспитании и основах его реализации в семье и дома, пропаганда трудового развития детей. В родительских уголках размещается информация и о воспитательной работе ДОУ, всех направлениях и видах воспитательной работы, формах трудовой активности воспитанников, к которой они привлекаются.
- Организация занятий с участием родителей. В ДОУ могут быть организованы совместные занятий, на которые приходят родители и принимают в них участие. Занятия могут быть связаны с реализацией воспитанников различных видов трудовой деятельности с помощью родителей. Это может быть посадка растений на территории ДОУ, субботники, игровая деятельность, в основу которой заложены проблемы трудового воспитания.
- Включение родителей в совместную досуговую деятельность. Она связана с организацией праздников, экскурсий, поездок детей на природу и т.д. Такая деятельность ориентирована на развитие эмоционального контакта между ДОУ и родителями и демонстрацию детям участия родителей в трудовом процессе, оказания ими помощи в подготовке к праздникам, утренникам. Это стимулирует развитие трудовой активности младшего дошкольника.
- Анкетирование родителей. Данная форма позволяет педагогам ДОУ диагностировать уровень трудового развития каждого отдельного воспитанника, направления трудового воспитания, используемые в семьях, узнать о видах трудовой деятельности, к которым привлекаются дети, трудовых знаниях и навыках самих родителей и их взглядах на разные стороны трудового воспитания.
- Создание поделок. Изготовление поделок на разные темы является направлением совместной трудовой деятельности детей и родителей. Родители становятся участниками воспитательного процесса в ДОУ и помогают своим детям в реализации их творческих способностей.
Формы взаимоотношений с родителями могут быть самыми различными. При этом, воспитатели стимулируют участие родителей в развитии своих детей и делают активными субъектами трудового воспитания не только детей, но их родителей, которые демонстрируют свои трудовые навыки и свое уважение к труду, формируя у ребенка основы трудовой активности.