Конструирование – это вид продуктивной детской деятельности, основанный на создании конкретных объектов из отдельных деталей.
Конструирование реализуется из разных материалов и дает ребенку свободу творческого самовыражения. В конструировании можно проявить фантазию, реализовать свое видение объекта и его свойств. Это обуславливает развивающее значение конструирования и его активное использование в образовательном процессе ДОУ.
Правила обучения детей младшего дошкольного возраста конструированию из стройматериалов
В младших группах ДОУ процесс детского конструирования связен с созданием различных построек. Для этого применяется разнородный строительный материал и используются строительные наборы. Дети строят сооружения из кубиков, кирпичей(игрушечных), пластин, призм и др. материалов.
Первоначально производится обучение детей конструированию. Педагог знакомит их с основами данного вида деятельности, материалами, из которых будет строиться что-либо, правил выполнения конструкций, выбором оптимальных материалов для создания построек разного типа.
Обучение детей младшего дошкольного возраста основам конструирования реализуется на основании соблюдения ряда правил. К ним относятся:
- Знакомство детей с формами, размерами, положением деталей в различных конструкциях.
- Формирование представлений о расположении стройматериалов на плоскости.
- Формирование пониманий об устойчивом и неустойчивом положении конструкций и вариантов постройки устойчивых сооружений.
- Знакомство с конструктивными свойствами стройматериалов и правилами их отбора для создания различных сооружений.
- Освоение детьми технических приемов работы со стройматериалами. Детей учат располагать кубики и иные детали в правильном порядке, по горизонтали и вертикали для получения различных объектов: крыша дома, лестница, ворота, окно, мост, горка и др.
- Контроль за соблюдением точности в конструкторской деятельности детей.
- Простота выбора построек на начальных этапах обучения конструированию.
- Предоставления детям свободы выбора постройки.
- Оказание детям помощи при возникновении затруднений в ходе конструирования.
- Игровая форма проведения занятий по конструированию.
Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников в ходе конструирования
Младший дошкольный возраст является периодом социальной адаптации и социального развития ребенка. Он включается в детский коллектив и учится взаимодействовать с ним. Коммуникативная сфера в этот возрастной период акцентирует внимание ребенка на взаимодействии со взрослым. взаимодействии с другими детьми только начинает свое формирование. Потому, ему требуется уделить особое внимание.
Организация коммуникативного взаимодействия дошкольников реализуется в разных видах деятельности. Конструирование же обладает большим потенциалом в коммуникативном развитии младших дошкольников.
Постройка сооружений из кубиков и иных материалов является спокойным и увлекательным видом детской деятельности. Конструирование реализуется в коллективе дошкольников, а, потому, требует от них общения и взаимодействия в его ходе. Педагог может организовать парную работу по построению конкретного объекта, разделить детей на мини-группы и дать каждой задание по созданию конкретного объекта и т.д. Такая деятельность активно воздействуют на коммуникативную сферу дошкольников и активизирует их навыки общения.
В ходе конструирования происходит развитие следующих коммуникативных навыков ребенка:
- Навыки сотрудничества со сверстниками.
- Навыки нахождения общего языка.
- Формирование умений договариваться, приходить к компромиссу.
- Воспитание эмпатии.
- Заложение основ организации дружеского взаимодействия детей.
- Развитие речи ребенка и ее обогащение.
В ходе конструирования детям приходится выбирать стройматериалы, распределять действия по постройке конкретного сооружения, порядок их выполнения и др. Все это требует умений договариваться, приходить к общему решению, слушать друг друга и принимать чужое мнение.
В ходе конструирования происходит расширение лексического запаса детей. Он обогащается новыми словами и выражениями за счет взаимодействия дошкольников в ходе работы по созданию постройки. Новые слова закрепляются в памяти, уточняются их значения и формируется связь между зрительными образами объектов и их словесным обозначением. В ходе работы, возникает необходимость объяснения ребенком своего видения постройки, выражения своего мнения, рассказа о том, как можно построить тот или иной объект и какими методами и т.д. Таким образом, происходит развитие фразовой речи ребенка. Все это является шагом вперед в развитии навыков коммуникативного взаимодействия младшего дошкольника.
В ходе выполнения дошкольниками различных построек происходит принятие ими конструктивных решений, что развивает сенсорные способности детей и их навыки коммуникации. Конструкция создается по определенному сюжету, который развивается и дополняется идеями каждого ребенка. В работе дети прибегают к объяснению своего видения постройки, ее дополнения теми или иными деталями. Зачастую, в ходе конструирования возникают споры, связанные с различием идей, разным видением особенностей постройки и ее деталей детьми. Споры требуют от детей обязательного разрешения, поскольку, они испытывают огромное желание завершить свою работу т.е. построить тот или иной объект. Естественно, это формирует у них умение находить компромиссы в ходе совместной деятельности.
Организация занятий по конструированию младших дошкольников в направлении развития их коммуникативного взаимодействия
Организация занятий по конструированию дошкольников окажет положительное воздействие на объединение детского коллектива и формировании у дошкольников младшей возрастной группы навыков взаимодействия при соблюдении ряда условий реализации данной деятельности. К ни относятся:
- Систематичное, регулярное проведение занятий по конструированию.
- Вариативность заданий по конструированию.
- Постепенное усложнение творческих заданий по строительству, расширение разновидностей, используемых в работе материалов.
- Содействие педагога формированию дружеского взаимодействия детей в ходе конструирования. Для этого педагог опирается на индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая его коммуникативные навыки и особенности развития.
- Реализация совместной деятельности по конструированию. Она предполагает активное участие воспитателя в создании построек.