Понятие нарушения слуха
Под слухом понимается процесс отражения действительности, осуществляемый в форме звукового явления, а также наличие способности человека к восприятию и различению звуков. Реализация данной способности происходит в ходе работы звукового анализатора (орган слуха).
Важное значение в общем развитии детей имеет нормальное функционирование слухового анализатора. Кроме общего развития, слух играет важную роль в речевом и психическом развитии ребёнка: нарушение слуха влечёт за собой нарушение речи, способствует недоразвитию познавательной деятельности. За первичным дефектом следуют разнообразные вторичные, третичные отклонения.
Причины и факторы нарушения слуха
В современной литературе представлено наличие трёх групп, характеризующих причины и факторы возникновения патологии слуха или способствующие её развитию:
- Первую группу составляют причины, имеющие наследственный характер, они могут привести к изменению структуры слухового аппарата и возникновению наследственной тугоухости.
- Вторая группа представлена факторами эндогенного и экзогенного воздействия, обуславливают врождённую глухоту или тугоухость (наличие инфекционных заболеваний у матери в первую половину беременности – краснухи, гриппа, кори, герпеса и др., интоксикации матери, травм матери, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору).
- Третью группу представляют факторы, оказывающие действие на орган слуха здоровых детей в какой-то период его развития (последствия отита, инфекционные заболевания, травмы и др.
Виды слуховых нарушений
В современной литературе выделено несколько видов слуховых нарушений:
- кондуктивная тугоухость - характеризуется поражением звукопроводящего аппарата;
- нейросенсорная тугоухость – характеризуется поражением звуковоспринимающей системы; данную группу составляют сенсоневральная тугоухость (поражение улитки или слухового нерва), слуховая нейропатия (нарушение восприятия речи) и центральное расстройство слуха (поражены подкорковые и корковые слуховые центры, нарушение анализа звуковых сигналов, их различения, узнавания, распознавания и запоминания).
Классификации нарушений слуха
В классификации Л.В. Неймана представлены следующие виды нарушения слуха:
- первая степень – слабое снижение слуха (до 50дБ);
- вторая степень – среднее снижение слуха (от 50 до 70 дБ);
- третья степень – потеря слуха более 70 дБ.
- Выделяется также глухота – снижение слуха, при котором ребёнок самостоятельно не может овладеть речью.
В классификации М. Боскис выделено две группы детей, имеющих нарушенный слух:
- глухие дети – ранооглохшие и позднооглохшие;
- слабослышащие дети.
Дефекты в структуре психического развития детей с нарушениями слуха
- Первичным дефектом является наличие стойкого двухстороннего нарушения слухового восприятия, которое возникло вследствие повреждения слухового аппарата;
- вторичный дефект – нарушение речевого развития и связанного с ним отклонения в познавательной деятельности ребёнка;
- третичный дефект – своеобразие формирования всех познавательных процессов.
Направления коррекционной помощи детям с нарушением слуха
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха включает в себя следующие направления:
- формирование словесной речи;
- развитие слухового восприятия и совершенствование произношения;
- формирование навыков речевой коммуникации;
- формирование игровых навыков;
- формирование пространственных представлений;
- формирование зрительного и осязательного восприятия;
- ознакомление с окружающим миром;
- трудовое воспитание;
- физическое воспитание;
- музыкальное воспитание.