Сущность понятия «возрастные особенности»
Возрастные особенности – это специфические свойства личности и ее психики, которые закономерно изменяются в процессе хронологического развития под влиянием воспитания и обучения.
Каждый из возрастных периодов развития личности характеризуется некоторым уровнем развития ее познавательных способностей, а также мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сфер.
В первую очередь успех воспитания зависит от знания воспитателями закономерностей возрастного развития детей и умения выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.
На сегодняшний день принято считать, что подростковый период относится к возрасту 11-15 лет. Вся жизнь ребенка организуется, учитывая возможности данного возраста для успешного перехода на следующий возрастной этап.
Самый главный процесс, происходящий в этом возрасте – начало полового созревания, которое влияет на все стороны жизни ребенка. Активная нейрогуморальная перестройка и бурный рост в сочетании с физическим развитием, воздействие гормонов на ЦНС вызывает наиболее острый и ярко выраженный возрастной кризис – пубертатный.
В период пубертата формируются основные черты характера, то есть основа личности, начинается выявление способностей, наклонностей, интересов, значительной части социальных отношений. Подросток стремится покинуть опекаемое детство и стать самостоятельным, но при этом он – иждивенец, он только учится, проявляя детские формы взаимоотношений. Взрослость и возрастающие притязания противоречат реальной действительности, что и выступает в качестве основной причины подросткового кризиса.
Мнение ровесников подростку важнее по сравнению с мнением взрослых. К основным причинам тревожности и страхов у подростков обычно относят взаимоотношения со сверстниками, а не вопросы учебы, как у младших школьников.
Типичные проявления начала подросткового периода
У учеников 5-6 классов часто отмечается склонность к поведенческим реакциям, характерным более младшему возрасту: отказ, оппозиция и протест. Но типичными для этого возраста выступают:
- реакция эмансипации – предполагает стремление к самостоятельности и освобождению от опеки родителей. Она может основываться на побегах из дома, уходах из школы, эмоциональных вспышках, которые направляются на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступках;
- реакция группирования – ее объясняет стремление образовывать спонтанные группы, характеризующиеся некоторым типом поведения, а также системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. При этом состав групп и их занятия в свободное время не всегда несут пользу;
- реакция увлечения (хобби-реакция) – предполагает увлечение спортом, стремление к лидерству, желание играть в азартные игры, коллекционировать, что преимущественно свойственно мальчикам. Занятия, мотив которых – стремиться привлекать к себе внимание, то есть участвовать в совместной деятельности, интересоваться модой, одеждой, косметикой и пр., характерны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения характерны обоим полам;
- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, проявляются самыми разнообразными методами. Основная опасность в этом случае – раннее начало половой жизни.
Из-за начала полового созревания, изменяется и познавательная сфера младшего подростка, отмечается замедление темпов их деятельности, выполнение определенной работы теперь занимает у них больше времени.
Дети начинают чаще отвлекаться, неадекватно реагировать на замечания, иногда вызывающе себя ведут, могут раздражаться и капризничать, их настроение часто меняется. Вся выступает причиной для замечаний, наказаний, вызывающих снижение успеваемости и конфликты во взаимоотношениях.
Младшие подростки характеризуются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, они еще не всегда могут сдержать свои эмоции и управлять ими.
В 5-6 классе дети активно интересуются собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Основные изменения, которые происходят с младшими подростками, затрагивают взросление как новообразование младшего подросткового периода, который проявляется в чувстве взрослости и овладении этическими поведенческими нормами, связанными с качествами хорошего, доброго товарища.
Важное новообразование рассматриваемого возрастного периода – чувство взрослости. Оно проявляется необходимостью равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезно и доверительно относиться от взрослых. Пренебрежительное отношение к этим требованиям и неудовлетворенная данная потребность обостряет отрицательные черты кризиса.
Основной вид деятельности младшего подростка – учебная, но содержание и характер имеют ряд отличий в сравнении с учебно деятельностью младшего школьника. Подросток начинает систематически овладевать основами наук. Обучение становится многопредметным, на смену одному учителю приходит коллектив педагогов. К ребенку начинают предъявлять повышенные требования, что вызывает в нем изменение отношения к учению. Ученики перестают выполнять упражнения сверх нормы, ограничиваясь только тем, что было задано на дом. Часто у них снижается успеваемость. Это связано с тем, что мотивы учения младшего школьника уже не имеют такого значения, а новые мотивы еще не оформились.
Учебные предметы в процессе обучения в школе начинают выступать для младшего подростка в качестве особой области теоретического знания. Они изучают ряд фактов, готовы о них рассказывать и даже могут выступить с коротким сообщением на уроке. При этом младший подросток интересуется не фактами сами по себе, а их сущностью, причинами их возникновения, но изучение этих фактов не всегда отличается глубиной, так как теперь ребенок не просто доверяет всем заданиям учителя и стремится их выполнять, а хочет понимать для чего ему это нужно.