Дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от трех до семи лет.
В дошкольном возрасте происходит развитие личности ребенка. Он становится социальным субъектом, приобретает определенные социальные роли, развивается в интеллектуальном и физическом плане, духовно и нравственно. Дальнейшее развитие ребенка, его особенности определяются заложенным, в дошкольном возрасте, фундаментом.
В этот период происходит формирование основных психических процессов и функций организма. От них зависит общее развитие организма ребенка, становление его интеллектуальных функций, познавательных возможностей.
В дошкольном возрасте можно выделить несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свою специфику.
Особенности развития младшего дошкольника
Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.
В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.
Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:
- Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью и проявлением устойчивости только в случае интереса к чему-то.
- Память. Она характеризуется непроизвольностью, непосредственностью и наличием эмоционального окраса. В памяти младшего дошкольника сохраняется только та информация, которая ему интересна, запоминание которой не требовало приложения усилий.
- Представления. Они формируются на основании наглядного восприятия. Ребенок получает представление об объектах окружающего мира, их особенностях, функционировании, только если он видит сам, как все это происходит.
- Мышление. Оно имеет наглядно-действенный характер. Ребенок совершает с предметами разнообразные действия, получая опыт деятельности. Условия совершения действия с их целевым назначением соотносятся с сознанием ребенка. Это развивает его мыслительную работу, активизирует мыслительные операции.
- Речь. Происходит формирование связной речи. Речь ребенка приобретает более точный и четкий характер, расширяется словарный запас.
- Познание. Познание в этом возрасте связано с изучением непосредственных объектов и процессов, которые окружают ребенка. Ему интересно познать то, что рядом, изучить его устройство и свойства. Способом изучения выступает процесс конструирования, проведения реальных экспериментов, т.е. все нужно попробовать на вкус, испытать в действии.
- Коммуникативные связи. Интерес к общению только начинает проявляться, но он слабо выражен. Коммуникации со сверстниками не особенно интересны ребенка этого возраста.
- Игровая деятельность. Она проявляется в выполнении действий с игрушками и игре со взрослыми.
Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности развития среднего дошкольника
Средний дошкольный возраст – это этап развития ребенка, охватывающий промежуток от четырех до пяти лет.
В этот период происходит расширение физических возможностей ребенка, и его деятельность становится основой их развития. Движения – важный компонент режима дня среднего дошкольника. Ребенок испытывает острую потребность в совершении разнообразных движений.
Рисунок 2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психические функции организма дошкольника этого возраста имеют следующую специфику:
- Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью. Постепенно начинает складываться произвольное внимание, но оно еще неустойчиво и непостоянно. Ребенок только осваивает совершение действий по правилам.
- Память. Она характеризуется непроизвольностью, но уже расширяется количество запоминаемой информации. Например, если показать ребенку 15 изображений, то 6-7 из них он сможет запомнить.
- Представления. Они формируются уже не только посредством наглядного восприятия, но и как образные представления.
- Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и тесно связано с восприятием. Ребенок должен четко представлять образ объекта в своем сознании, чтобы совершать с ним какие-то действия, не обязательно практического характера.
- Речь. Происходит становление активного словаря, а связная речь приобретает устойчивый характер. Ребенок оказывается способным четко излагать свои мысли, правильно их формулировать.
- Познание. Познание начинает постепенно уходить от непосредственного восприятия окружающих объектов. Ребенок начинает интересоваться объектами, которые не располагаются в непосредственной близости. Познание реализуется на основе рассказов взрослых, чтения книг взрослыми и конструкторской деятельности.
- Коммуникативные связи. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в установлении коммуникативных связей с разными возрастными категориями граждан. Со взрослыми он общается, как правило, на интеллектуальные темы. Взрослый - источник знаний ребенка, а сверстники становятся партнерами по игре.
- Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сюжетные игры, выполнять определенные игровые роли и играть в коллективе.
Особенности развития старшего дошкольника
Старший дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий возраст от пяти до семи лет.
Рисунок 3. Старший дошкольный возраст. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В это время происходит развитие психических и физических процессов организма. Ребенок чувствует развитие его мышления, что проявляется в активизации познавательной заинтересованности. Интеллект ребенка начинает готовиться к учебной деятельности. Поэтому, развитие ребенка требует включения обучающих занятий.
Кроме того, в этом возрасте начинается активное познание себя, устройства своего тела, определение своего места в социальном пространстве. Он начинает контролировать свое поведение. Вырабатываются навыки сдерживания эмоций и проявления чувств.
Специфическими чертами развития психических функций организма старшего дошкольника являются:
- Внимание. Оно характеризуется устойчивостью и произвольностью. Ребенок оказывается способным заниматься интересным ему делом продолжительный временной период (к семи годам до часа).
- Память. Она характеризуется устойчивостью. Ребенок может запоминать уже то, что он желает запомнить и концентрировать процесс усвоения информации.
- Представления. Они приобретают полноценный образный характер. Ребенок познает мир через установление причинно-следственных связей между его объектами и процессами и усвоение моральных принципов социального поведения.
- Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и начинает постепенно складываться наглядно-схематическое мышление, а затем формируются логические связи.
- Речь. Расширяется словарный запас ребенка. Активный словарь наполняется и углубляется, а также активизируется внутренняя речь дошкольника.
- Познание. Оно реализуется через восприятие информации, даваемой взрослым. Ребенка интересует все, он активно задает вопросы «Зачем?» и «Почему?», стремится узнать все.
- Коммуникативные связи. Активно развивается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками.
- Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сложные сюжетные игры, носящие длительный характер, контролировать свою деятельность, выполнять определенные обязанности, предусмотренные ролью, участвовать в коллективном взаимодействии, согласовывать свои действия и поступки.