Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение агрессии у детей дошкольного возраста

Определение 1

Агрессия – это поведение, проявляющееся по отношению к конкретному объекту или обстоятельствам, нарушающее социальный порядок, противоречащее социальным нормам и правилам, наносящее различный вред гражданам, социальному устройству, обществу в целом.

Агрессия дошкольника – это вид поведения, приводящий к нанесению ущерба физическому и психическому здоровью другого человека.

Агрессия имеет разные причины возникновения и факторы развития.

Проявления агрессии дошкольников

Проявление агрессии дошкольниками сопровождается следующими признаками:

  1. Ругательства по отношению к сверстникам и взрослым;
  2. Отбирание игрушек;
  3. Нежелание выполнять определенные требования;
  4. Отказ от соблюдения правил поведения;
  5. Проявление физической агрессии: желание ударить, ущипнуть, толкнуть;
  6. Проявление мстительности;
  7. Нежелание понимать и принимать свои ошибки;
  8. Проявление гневных реакций на различные действия окружающих;
  9. Желание драться и постоянное провоцирование драк;
  10. Употребление нецензурной лексики, ругательств;
  11. Совершение плевков;
  12. Совершение замахиваний на родных и близких, педагогов.

Агрессия может носить скрытый и открытый характер. Открытая агрессия выражается ребенком свободно, т.е. ее никто не контролирует и не подавляет. Скрытая же, предполагает ее подавление родителями, контроль за ней. При этом, агрессия не корректируется верными методами и не устраняется, а просто скрывается ребенком и выражается в скрытых формах.

Проявления агрессии у ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Проявления агрессии у ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Агрессия является необходимой потребностью дошкольника в:

  1. Получении внимания;
  2. Получении каких-то благ;
  3. Защите;
  4. Самоутверждении;
  5. Совершении мести за причинения боли, вреда;
  6. Унижении другого человека и утверждении своей значимости и приоритетности.

Особенности формирования агрессии дошкольников

«Возникновение агрессии у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Агрессия в дошкольном возрасте имеет свою специфику, как в развитии, так и в проявлении. Особенностями агрессии дошкольников являются:

  1. Объектом агрессии выступают родные и близкие люди. Как правило, агрессии развивается в отношении родителей, родственников, педагогов ДОУ, сверстников, окружающих ребенка.
  2. Агрессия не всегда является следствием неблагополучного социального статуса, условий жизнедеятельности ребенка. Она свойственна дошкольникам из благополучных семей, здоровым и нормально развитым детям.
  3. Спонтанное проявление агрессии. В дошкольном возрасте, когда психические процессы еще недостаточно сформированы, проявление агрессии может возникать из ниоткуда, при отсутствии причин развития агрессии, внешних раздражителей, обидчиков.
  4. Развитие агрессии по отношению к самому себе. Ребенок не может самоутвердиться, получить желаемого, сделать что-то и злиться на себя за это.
  5. Развитие агрессии может быть следствием подавления «Я» дошкольника. Это особенно актуально в период трехлетнего кризиса, когда ребенок стремится к самостоятельности. Если ему не дают ее проявлять, а любые вспышки гнева, негативные реакции подавляются, то агрессии растет более быстрыми темпами.
  6. Гиперопека или усиленное внимание родителей являются следствием развития агрессии. Когда родители во всем потакают ребенку, стремятся уберечь его ото всех бед и невзгод, то агрессия становится естественным проявлением. С ее помощью ребенок добивается желаемого и вырабатывает привычку поведения.
  7. Непринятие родителями ребенка. Если родители уделяют ему недостаточное внимание, подавляют ребенка, относятся к нему плохо, то с помощью агрессии, он пытается привлечь их внимание или дать волю эмоциям, скопившимся в отношении своего непринятия, плохого отношения к себе.

Предрасположенность к агрессии

Не все дети становятся агрессивными. На формирование агрессии оказывают воздействие различные факторы внутреннего развития и внешних условий жизнедеятельности дошкольника. Склонность к агрессии в большей степени проявляется у мальчиков, поскольку, у них имеется для этого генетическая предрасположенность.

Факторами предрасположенности к агрессии дошкольников являются:

  1. Отсутствие в семье дошкольника мужчины. Если мальчик растет в окружении женщин, которые «сдувают с него пылинки», то у ребенка развиваются такие качества, как нетерпимость, упрямство, возбудимость, которые отражаются в агрессивных реакциях.
  2. Наличие примера агрессивного поведения. Как правило, если агрессия в семье исходит от мужчины, а женщина ему подчиняется, то она становится основой будущего поведения дошкольника и чертой его характера.
  3. Авторитарная позиция матери, фактически, никак не сказывается на развитии агрессивного поведения у мальчиков, но затрагивает агрессию девочек. Они имеют пример женского поведения, становятся грубыми и жесткими, выражают свои эмоции в агрессивной форме.
  4. Неимение матери или ее невнимание. Если мать не оказывает ребенку должного внимания или она, попросту отсутствует, то это может стать причиной развития агрессии дошкольника. В данном случае, агрессия станет способом выживания дошкольника.

Профилактика возникновения агрессии у дошкольников

Чтобы предотвратить развитие агрессии у ребенка дошкольного возраста, необходимо соблюдать некоторые правила по организации ее профилактики. К ним относятся:

  • Личный пример вариантов преодоления трудностей, разрешения различных жизненных ситуаций;
  • Принятия ребенка таким, каков он есть со всеми его особенностями развития, достоинствами и недостатками;
  • Придание ребенку уверенности в его принятии;
  • Развитие навыков самоконтроля поведения дошкольника. Для этого используются игровые приемы, арт-терапия, собственный пример взрослого;
  • Продуктивное применение энергии дошкольника;
  • Не акцентировать внимание на слабом проявлении негативных реакций дошкольника;
  • Требования к дошкольнику должны отвечать его потенциальным возможностям;
  • Привлечение ребенка к совместному труду со взрослым, чтобы он почувствовал свою нужность и значимость;
  • Развитие доброты дошкольника и упор на это качество: напоминание о нем, поощрение добрых проявлений;
  • Развлекательные действия, в которых преобладает агрессия необходимо своевременно пресекать;
  • Воспитание сострадания и милосердия;
  • Освоение способов выплескивания негативных эмоций в адекватной форме.
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot