Агрессия – это поведение, проявляющееся по отношению к конкретному объекту или обстоятельствам, нарушающее социальный порядок, противоречащее социальным нормам и правилам, наносящее различный вред гражданам, социальному устройству, обществу в целом.
Агрессия дошкольника – это вид поведения, приводящий к нанесению ущерба физическому и психическому здоровью другого человека.
Агрессия имеет разные причины возникновения и факторы развития.
Проявления агрессии дошкольников
Проявление агрессии дошкольниками сопровождается следующими признаками:
- Ругательства по отношению к сверстникам и взрослым;
- Отбирание игрушек;
- Нежелание выполнять определенные требования;
- Отказ от соблюдения правил поведения;
- Проявление физической агрессии: желание ударить, ущипнуть, толкнуть;
- Проявление мстительности;
- Нежелание понимать и принимать свои ошибки;
- Проявление гневных реакций на различные действия окружающих;
- Желание драться и постоянное провоцирование драк;
- Употребление нецензурной лексики, ругательств;
- Совершение плевков;
- Совершение замахиваний на родных и близких, педагогов.
Агрессия может носить скрытый и открытый характер. Открытая агрессия выражается ребенком свободно, т.е. ее никто не контролирует и не подавляет. Скрытая же, предполагает ее подавление родителями, контроль за ней. При этом, агрессия не корректируется верными методами и не устраняется, а просто скрывается ребенком и выражается в скрытых формах.
Рисунок 1. Проявления агрессии у ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Агрессия является необходимой потребностью дошкольника в:
- Получении внимания;
- Получении каких-то благ;
- Защите;
- Самоутверждении;
- Совершении мести за причинения боли, вреда;
- Унижении другого человека и утверждении своей значимости и приоритетности.
Особенности формирования агрессии дошкольников
Агрессия в дошкольном возрасте имеет свою специфику, как в развитии, так и в проявлении. Особенностями агрессии дошкольников являются:
- Объектом агрессии выступают родные и близкие люди. Как правило, агрессии развивается в отношении родителей, родственников, педагогов ДОУ, сверстников, окружающих ребенка.
- Агрессия не всегда является следствием неблагополучного социального статуса, условий жизнедеятельности ребенка. Она свойственна дошкольникам из благополучных семей, здоровым и нормально развитым детям.
- Спонтанное проявление агрессии. В дошкольном возрасте, когда психические процессы еще недостаточно сформированы, проявление агрессии может возникать из ниоткуда, при отсутствии причин развития агрессии, внешних раздражителей, обидчиков.
- Развитие агрессии по отношению к самому себе. Ребенок не может самоутвердиться, получить желаемого, сделать что-то и злиться на себя за это.
- Развитие агрессии может быть следствием подавления «Я» дошкольника. Это особенно актуально в период трехлетнего кризиса, когда ребенок стремится к самостоятельности. Если ему не дают ее проявлять, а любые вспышки гнева, негативные реакции подавляются, то агрессии растет более быстрыми темпами.
- Гиперопека или усиленное внимание родителей являются следствием развития агрессии. Когда родители во всем потакают ребенку, стремятся уберечь его ото всех бед и невзгод, то агрессия становится естественным проявлением. С ее помощью ребенок добивается желаемого и вырабатывает привычку поведения.
- Непринятие родителями ребенка. Если родители уделяют ему недостаточное внимание, подавляют ребенка, относятся к нему плохо, то с помощью агрессии, он пытается привлечь их внимание или дать волю эмоциям, скопившимся в отношении своего непринятия, плохого отношения к себе.
Предрасположенность к агрессии
Не все дети становятся агрессивными. На формирование агрессии оказывают воздействие различные факторы внутреннего развития и внешних условий жизнедеятельности дошкольника. Склонность к агрессии в большей степени проявляется у мальчиков, поскольку, у них имеется для этого генетическая предрасположенность.
Факторами предрасположенности к агрессии дошкольников являются:
- Отсутствие в семье дошкольника мужчины. Если мальчик растет в окружении женщин, которые «сдувают с него пылинки», то у ребенка развиваются такие качества, как нетерпимость, упрямство, возбудимость, которые отражаются в агрессивных реакциях.
- Наличие примера агрессивного поведения. Как правило, если агрессия в семье исходит от мужчины, а женщина ему подчиняется, то она становится основой будущего поведения дошкольника и чертой его характера.
- Авторитарная позиция матери, фактически, никак не сказывается на развитии агрессивного поведения у мальчиков, но затрагивает агрессию девочек. Они имеют пример женского поведения, становятся грубыми и жесткими, выражают свои эмоции в агрессивной форме.
- Неимение матери или ее невнимание. Если мать не оказывает ребенку должного внимания или она, попросту отсутствует, то это может стать причиной развития агрессии дошкольника. В данном случае, агрессия станет способом выживания дошкольника.
Профилактика возникновения агрессии у дошкольников
Чтобы предотвратить развитие агрессии у ребенка дошкольного возраста, необходимо соблюдать некоторые правила по организации ее профилактики. К ним относятся:
- Личный пример вариантов преодоления трудностей, разрешения различных жизненных ситуаций;
- Принятия ребенка таким, каков он есть со всеми его особенностями развития, достоинствами и недостатками;
- Придание ребенку уверенности в его принятии;
- Развитие навыков самоконтроля поведения дошкольника. Для этого используются игровые приемы, арт-терапия, собственный пример взрослого;
- Продуктивное применение энергии дошкольника;
- Не акцентировать внимание на слабом проявлении негативных реакций дошкольника;
- Требования к дошкольнику должны отвечать его потенциальным возможностям;
- Привлечение ребенка к совместному труду со взрослым, чтобы он почувствовал свою нужность и значимость;
- Развитие доброты дошкольника и упор на это качество: напоминание о нем, поощрение добрых проявлений;
- Развлекательные действия, в которых преобладает агрессия необходимо своевременно пресекать;
- Воспитание сострадания и милосердия;
- Освоение способов выплескивания негативных эмоций в адекватной форме.