Информационные технологии обучения – это применение в образовательном процессе разных технологических средств и продуктов, ориентированных на упрощение организации обучения и повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
В настоящее время, информационные технологии находят активное применение в образовательном процессе школы. Они используются на всех этапах школьного обучения, в преподавании разных учебных дисциплин.
Широкое распространение получило применение дистанционных технологий обучения.
Дистанционные технологии обучения – это способы организации образовательной деятельности, ориентированные на предоставление педагогом образовательных услуг на расстоянии.
Данные технологии опираются на использование информационных технологий субъектами образования.
Дистанционное обучение позволяет реализовывать обучение в удобное время и в удобном месте. Оно знакомит с окружающим миром и его процессами без непосредственного их посещения.
Актуальность применения дистанционного обучения при изучении окружающего мира
Следует отметить, что применение информационных технологий разного вида оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на учащихся.
Что касается информационных технологий, используемых на уроках окружающего мира, то их применение, пожалуй, характеризуется оказанием положительного воздействия на образовательный процесс. Особенно важно применение технологий дистанционного обучения. Они позволяют поставить образовательный процесс начальной школы на новый уровень и способствуют более близкому знакомству учащихся с окружающим миром, природой и ее объектами, процессами и явлениями.
Дистанционные технологии, применяемые на уроках окружающего мира, позволяют:
- Изучить природные зоны учащимся начальной школы, познакомиться с их составом, основными объектами.
- Изучить времена года и их климатические особенности, состояние почвы, растений и живых организмов в конкретный сезон года.
- Закрепить усвоенные теоретические знания об окружающем мире демонстрацией реальных картин его состояния на конкретном этапе развития.
- Дозировать учебную нагрузку, посредством классификации и систематизации учебного материала, а также его представления в наглядной форме.
- Мотивировать к изучению окружающего мира и его процессов посредством демонстрации его объектов и процессов в режиме реального времени. Занятия становятся более увлекательными и продуктивными.
В настоящее время, на уроках окружающего мира активное распространение получило применение моделей т.е. образцов, имитирующих поведение объектов реального окружающего мира. Такое обучение позволяет привлечь внимание детей к изучаемому объекту и удержать его в течение определенного временного промежутка, необходимого для более устойчивого закрепления материала в памяти.
Технологии дистанционного обучения, используемые на уроках окружающего мира позволяют познакомить учащихся с составом почвы, климатическими условиями региона, в котором они проживают, животным и растительным миром конкретной территории, помогает сформировать навыки группировки объектов природы по разным признакам, анализа состава и структуры природных компонентов, воспитанию интереса к природе и бережного отношения к ней.
Этапы проведения учебного занятия по ознакомлению с окружающим миром в дистанционной форме
Планирование урока по ознакомлению с окружающим миром в дистанционной форме начинается с выбора темы, которая будет освещена на нем и формирования дистанционной платформы обучения. Также, подбираются видео и аудио материалы и составляются контрольные задания, ориентированные на закрепление усвоенных знаний.
Урок в дистанционной форме проводится посредством реализации следующих этапов:
- Предварительный этап урока. Он ориентирован на подготовку к дистанционному обучению и проведению инструкции по работе с компьютерной техникой. Как правило, к уроку составляется специальная карта. Она представлена в электронной форме. Карта помогает продвигаться по всем этапам урока, ориентируя учащихся в деятельности.
- Мотивационный этап. Он связан с развитием интереса учащихся к ознакомлению с темой урока. Для этого, могут быть представлены видео ролики о конкретном климатическом явлении или природном объекте, а также использовано название темы в зашифрованном виде: чудесная кладовая, храм леса и т.д.
- Информационный этап урока. Он связан с ознакомлением с видео материалами, затрагивающими конкретную тему урока, конкретный объект природы или процесс. Учащиеся погружаются в природный сир режиме реального времени. Например, рассматривают почву и опыты, которые с ней проводятся или же, знакомятся с обитателями леса и их особенностями, изучают обитателей почвы и их значении для ее формирования, а может с жителями конкретных растений и их воздействии на них.
- Проведение физкультминутки. На данном этапе выполняются упражнения, ориентированные на снятие усталости глаз, напряжения со спины. Используется пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, делают наклоны в стороны для разгрузки спины.
- Тренировочный этап урока. Он ориентирован на отработку и закрепление знаний, полученных при дистанционном знакомстве с природой. Предлагается комплекс заданий разного уровня, ориентированных на закрепление понятий и понимания их смыслового значения.
- Контрольный этап урока. Он направлен на проверку знаний учащихся, полученных ими на данном уроке. Создаются специальные задания, выполняемые учащимися в виде компьютерных тестов или рассказа о конкретном природном объекте, процессе или явлении.
- Рефлексивный этап урока. Он ориентирован на подведение итогов урока и анализ усвоенных знаний об окружающем мире. Проводится коллективное обсуждение темы урока, составляется синквейн со словами, которые были изучены, формируются таблицы, включающие категории, которые были познаны на уроке, их признаки, особенности функционирования и т.д. Учащиеся вместе с педагогом оценивают свою работу на уроке: что нового они узнали о природе, ее объектах, что им дают эти знания в системе представлений об окружающем мире.