Общая характеристика воспитательной системы Античности
Процесс воспитания и его развитие в эпоху античности во многом зависели от достижений и открытий в области педагогики в Древней Греции, Риме и иных эллинистических государствах.
Большое влияние на процесс воспитания оказало появление пиктографической письменности. С этого времени в привычное воспитание входит процесс обучения письменности. Со временем от пиктограмм человечество переходит к алфавитному письму. Воспитание и обучение в античные времена в основном осуществлялось на базе храмов и дворцовых хозяйств.
Основные направления воспитательной системы Античности:
- Основная (конечная) цель воспитания заключалась в том, чтобы воспитанник превзошел славой своего отца.
- Воспитательный процесс ориентирован на идеальный образ совершенного человека, который является всесторонне развитой личности.
- Применение традиционных методов и приемов воспитания, направленных на стимуляцию подобающего поведения.
- В процессе воспитания каждый ученик должен стремиться быть самым лучшим.
Основа системы воспитания Античности была заложена в Афинах и Спарте. Именно системы воспитания Афин и Спарты, были наиболее яркими и выдающимися системами того времени.
Особенности спартанского воспитания
Система спартанского воспитания сложилась в Спарте в VII-III вв. до н.э. Особенности данной системы воспитания связаны с историей государства, которое находилось в тот момент в состоянии постоянной и нескончаемой войны. От других античных государств Спарта отличалась большим военным потенциалом и стабильностью политической системы.
Цель спартанского воспитания: подготовка сильного, выносливого и мужественного воина.
Основа спартанского воспитания – военная подготовка, воспитание мужчины, основным смыслом жизни которого была война. Все законы и принципы воспитания были рассчитаны на войну. Условия воспитания максимально приближены к военным. Система воспитания предполагала разделение мальчиков и девочек.
Система спартанского воспитания для мальчиков осуществлялась в несколько этапов:
- 1 Этап. Первые 7 лет дети воспитывались в семье. Однако методы и формы семейного воспитания строго контролировались со стороны государства. Детей нельзя было пеленать, пища должна быть неприхотлива и проста. Пресекалось своенравие, боязнь темноты, одиночества и т.д.
- 2 Этап. В возрасте от 7 до 15 лет. Дети передавали на обучение государству. На этом этапе детей обучали основам грамоты (письмо и чтению). Основой воспитания выступала физическая подготовка. Детей закаляли, учили драться, жить в общине, быть неприхотливыми в быту и пище, стойко переносить все тяготы и лишения.
- 3 Этап. В возрасте от 15 до 20 лет в обучение добавляли пение и музыку (в основном пение военных песен, с целью поднятия боевого духа). На этом этапе значительно ужесточались методы физического воспитания. По итогам данного этапа воспитания юношу посвящали в воины.
- 4 Этап. Заключительный. Молодые люди постепенно приобретали статус полноценных членов спартанского общества.
Целью воспитания девочек была подготовка здоровых, физически сильных и неприхотливых женщин, которые способны воспроизвести на свет крепкое потомство.
Девочки, девушки и женщины были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. В процессе воспитания девочки помимо усвоения знаний о том, как вести домашнее хозяйство, так же проходили физическую подготовку. Физическое воспитание предусматривало бег, метание копья и диска. Для воспитания боевого духа часто проводились соревнования между девушками, а также между девушками и юношами.
Таким образом, особенностью спартанской системы воспитания является сильный перекос в сторону физической подготовки. Еще одной особенностью можно назвать то, что спартанское воспитание направлено на воспитание воина, весь процесс происходит в условиях, максимально приближенных к военным.
Особенности афинского воспитания
Целью афинского воспитания, в отличие от спартанского, было воспитание и развитие, в первую очередь души и духовных качеств человека.
Данная цель преследовала воспитание гражданина, который был бы прекрасен не только телом, но и своей душой.
Система афинского воспитания так же проходила в несколько этапов:
- 1 Этап. До 7 лет, все свободнорожденные воспитывались в семье. Воспитанием ребенка занимались мать, нянька и раб-дядька.
- 2 Этап. С 8 до 16 лет. Девочки по-прежнему воспитывались в семье. Мальчики начинают посещать платные школы. Ступени обучения предусматривали посещение нескольких школ: мусическая школа (литературное и музыкальное воспитание) и палестра (физическое воспитание: бег, плавание, метание диска и т.д.). Большое внимание в процессе воспитания уделялось различного рода искусствам. Одним из главных являлся танец, которым ученик должен был уметь передать различные чувства или гамму чувств. Свои успехи в танцах воспитанника показывали на гуляниях и зрелищах. Во время гуляний проходили встречи с выдающимися людьми города, во время которых ученики принимали участие в беседах.
- 3 Этап. Период с 16 до 18 лет. Ученики посещали гимнасии. В Афинах было организовано три гимнасии: Академия, Киносарг и Ликей. В процессе воспитания в данных гимнасиях юноши совершенствовали и оттачивали свои знания, полученные на предыдущем этапе. Так же гимнасии могли посещать и взрослые мужчины для того чтобы послушать выступления философов, поделиться новостями или своими мыслями (взглядами).
- 4 Этап. Возраст с 18 до 20 лет, ученики посещали эфебии. Эфебии – это государственные военные организации, где в течение двух лет юношей обучали военному делу.
Таким образом, система воспитания в Афинах была достаточно свободной. На это указывает то, что занятия могли посещать не только ученики, но и все желающие. Любой мужчина мог прийти и послушать речь философа или посетить выступления ораторов, а также принять в них участие. В целом воспитание осуществлялось не только специальными заведениями, но и в семье, посредством встреч с известными и прославленными людьми.
Афинская система воспитания является основой для многих систем воспитания. Разработанные педагогические идеи данной системы остаются актуальными и сегодня.