Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитательная работа на уроках русского языка в коррекционной образовательной школе VIII вида

Принципы обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида

Коррекционная работа на уроках русского языка в специальных учебных заведениях VIII вида имеет практическую ориентацию, что определяется содержанием и структурным строением учебной программы.

Замечание 1

Обучение русскому языку в школах VIII вида проводится на основе применения психологий, касающихся особенностей развития психических процессов у детей с умственной отсталостью.

Исследования психологии и знание особенностей развития познания и речи у учащихся данной категории, позволяют выявить оптимальные способы обучения и воспитания детей, преодолевать трудности в обучении и восприятии ребенком учебной программы, выбирать наиболее подходящие для обучения и воспитания детей методы и средства, учебный материал и способы его подачи.

Умственная отсталость учащихся может проявляться в разных аспектах, которые необходимо учитывать при планировании и организации обучения. К ним относятся:

  1. Разная степень и характер проявления речевых отклонений;
  2. Наличие сенсомоторной недостаточности разного уровня развития;
  3. Умственные нарушения разного рода, проявляющиеся в различных вариациях и, затрагивающих иные направления развития ребенка.

В этой связи, при организации обучения русскому языку, педагоги опираются на следующие принципы:

  1. Принцип единства развития речи и мышления. Предполагается такое построение коррекционной работы, с выбором оптимальных методов и приемов, учитывающих психологическую взаимосвязь между развитием мышления и речи. Речь неразрывно связана с мышлением. При сбоях в его функционировании происходит нарушение речи. Поэтому, необходимо выбирать методы, способствующие исправлению дефектов функционирования мыслительных операций. Речь же, при ее нарушениях может отрицательно сказаться на развитии логического мышления. Поэтому, требуется применять коррекционные методики обучения, ориентированные на развитие выразительной речи, ее обогащение и совершенствование. Наиболее целесообразными являются методы анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  2. Принцип повышения языковой и речевой мотивации. Необходимо развивать у детей с умственной отсталостью желание и стремление изучать язык, развивать свою речь. Для этого применяются методы игры, которые увлекают ребенка, помогая ему расслабиться и заинтересоваться происходящим.
  3. Принцип формирования чувства языка и опоры на него.
  4. Принцип комплексного обучения устной и письменной речи. У детей с умственной отсталостью очень важно развивать все речевые направления. Ребенок может свободно говорить, не испытывая трудностей с построением грамматических и синтаксических оборотов, но при этом, испытывает серьезные трудности с письменной речью. В этом случае, стоит уделить внимание коррекции именно этих недостатков, продолжая развивать устную речь.
  5. Принцип коммуникативной направленности обучения. Уроки должны строиться таким образом, чтобы учащиеся взаимодействовали друг с другом в ходе их проведения. Это помогает развивать коммуникативные навыки у умственно отсталых детей, которые имеют проблемы с их развитием.
«Воспитательная работа на уроках русского языка в коррекционной образовательной школе VIII вида» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система коррекционной воспитательной работы на уроках русского языка

Замечание 2

Коррекционная работа на уроках русского языка в специальных школах, где обучаются умственно отсталые дети имеет воспитательную направленность. Воспитание – важный компонент личностного развития ребенка, особенно при наличии у него отклонений.

Умственные нарушения требуют особого воспитательного подхода, который реализуется через построение системы коррекционной работы в учебном заведении и на каждом учебном занятии.

Система коррекционной работы на уроках русского языка в школе VIII вида состоит из двух основных блоков:

  1. Общая коррекция – ориентирована на исправление дефектов, которые свойственны и проявляются у всех учащихся с умственными отклонениями.
  2. Индивидуальная коррекция – ориентирована на исправление отдельных дефектов у конкретного учащегося или формирование подгрупп учащихся с однотипными дефектами.

Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям:

  • Исправление отдельных сторон и направлений психической деятельности;
  • Развитие мыслительных процессов;
  • Исправление эмоциональных нарушений;
  • Коррекция речевых дефектов;
  • Разностороннее развитие речи;
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря ребенка;
  • Исправление индивидуальных проблем и пробелов в знаниях;
  • Работа над развитием разных видов мышления.

Любой урок в коррекционной школе VIII вида должен быть воспитывающим и развивающим. Учебный материал должен иметь научную аргументацию, быть реальным и доступным для восприятия учащимися с умственными отклонениями.

Каждый урок должен проходить на основе выбора индивидуального и дифференцированного подходов к его организации. Педагог должен учитывать особенности развития каждого ребенка, подбирая специальные методы и приемы обучения и воспитания, а также способствовать эффективности обучения каждым учащимся.

Условия оптимального обучения и воспитания на уроках русского языка

В коррекционной школе VIII вида уроки русского языка должны быть организованы следующим образом:

  1. Выбор оптимального объема учебной нагрузки и дозированное содержание учебного материала урока.
  2. Урок должен иметь целевое назначение, средства и методы достижения цели.
  3. Педагог должен вести тщательный контроль за деятельностью учащихся и регулировать их.
  4. К учебно-воспитательной работе на уроке, проявлению активности и инициативности учащихся необходимо мотивировать.
  5. Урок должен проходить поэтапно. Учебная нагрузка должна чередоваться с отдыхом через оптимальные промежутки времени.
  6. Познавательную работу необходимо детализировать.
  7. Темп обучения должен быть замедленным, что отвечает замедленности функционирования психических процессов умственно отсталых детей.
  8. Объяснение учебного материала должно опираться на чувственный опыт и практическую деятельность учащихся.
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot