Волевые качества – это психические новообразования, относительно независимые и устойчивые к конкретным ситуациям, которые представляют личностный уровень развития и характеризуют сознательную саморегуляцию поведения человека.
Понятие воли, волевых качеств личности
Воля – это сознательное регулирование собственного поведения (общения и деятельности), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий.
В современной науке нет единой теории воли, несмотря на то, что учеными неоднократно предпринимались попытки разработки целостного учения о воле с ее терминологией и однозначностью.
Воля является сложным процессом, в связи с чем, сложны и многообразны волевые качества личности.
К волевым качествам личности относятся:
- Инициативность – умение самостоятельно взяться за решение проблемного вопроса, задачи, выполнение определенной деятельности или работы, без внешней стимуляции. Большое значение в проявлении инициативности имеет интенсивность и яркость побуждений, а также индивидуальные интеллектуальные данные. Именно они обуславливают наличие планов, идей, мыслей и т.д., а самое главное их воплощение в реальность.
- Самостоятельность и независимость – являются начальными этапами проявления воли, проявляются в виде твердости принятого решения, упрямства, сознательной мотивированности и обоснованности совершаемых действий, неподверженность чужому влиянию и внушениям.
- Решительность – качество, которое проявляется непосредственно при принятии решений. Выражается в уверенности и быстроте, с которыми принимается решение, а также с уверенностью в правильности выбора.
- Энергичность – является завершающим актом решительности, представляет собой концентрированную силу, которая вносится в выполняемое действие. Энергичность – это, своего рода, настойчивость, с которой человек приводит в исполнение принятое решение, а также осуществляет борьбу с различными видами препятствий при достижении поставленной цели.
- Настойчивость – длительное сохранение энергичности и решительности, при осуществлении действий, не взирая на сложности и трудности.
Настойчивость и решительность являются одними из существенных волевых качеств. Говоря о воле или безволии, в первую очередь, подразумевают именно эти качества личности.
Таким образом, волевые качества личности являются основными качествами, которые проявляются во всем, что делает человек в процессе свой жизнедеятельности, во всех его достижениях и поступках.
Развитие и воспитание волевых качеств
Развитие волевых качеств человека связано с выполнением следующих действий:
- Процесс преобразования непроизвольных психических процессов, протекающих у ребенка, в произвольные процессы.
- Формирование контроля над собственным поведением.
- Выработка основных волевых качеств личности.
Данные процессы связаны с тем, что с возрастом ребенок ставит перед собой все более сложные и трудные задачи, выполнение которых требует от него значительных волевых усилий, а также их проявление в течение достаточно длительного времени. Течение всех процессов начинается с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и формирует умения и навыки использования её как наиболее эффективного средства поведенческой и психической саморегуляции.
Формирование и развитие волевых качеств внутри каждого из направлений осуществляется по мере укрепления воли и перехода ее на следующие, более высокие уровни. Например, изначально воля проявляется в форме внешнеречевой регуляции, а затем уже в виде внутриречевого процесса.
Процесс развития и воспитания волевых качеств у детей соотносят с процессом обогащения их нравственной и мотивационной сфер. Осуществляется это посредством включения в регуляцию деятельности более значимых и высоких ценностей и мотивов, а также за счет повышения их статуса в иерархии стимулов ребенка.
Иерархия стимулов управляет деятельностью ребенка, формирует способность выделять и оценивать нравственную сторону тех поступков, которые ребенок совершает. Все это является важным моментом в процессе воспитания у детей волевых качеств. Это связано с тем, что мотивация поступка, в которую включена волевая регуляция, становится более сознательной, а совершаемый ребенком поступок – произвольным. Данное действие может совершаться только на базе произвольной иерархии мотивов, где верхняя ступень представлена высоконравственными побуждениями, дающими морально удовлетворении от успешности совершенной деятельности.
Процесс совершенствования волевой регуляции поведением детей находится в тесной взаимосвязи с их интеллектуальным развитием, а также с появлением личностной и мотивационной рефлексии. Именно поэтому невозможно воспитывать у ребенка волевые качества в отрыве от его общего психологического развития. Это связано с тем, что в противном случае у ребенка будут воспитаны ни воля и настойчивость, а их антиподы: ригидность и упрямство.
Особую роль в развитии волевых качеств детей во всех перечисленных областях играют игры, и каждый вид игровой деятельности вносит свой конкретный вклад в улучшение волевого процесса. Конструктивные объективные игры, которые появляются первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры приводят к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами: усиление саморегуляции действий. Обучение, которое появляется в последние годы дошкольного детства и превращается в ведущую деятельность в школе, вносит наибольший вклад в развитие добровольной саморегуляции познавательных процессов.