Общая характеристика советской школы
Обучению и воспитанию подрастающего поколения в советское время придавали большое значение. Все советские дети начинали посещать школу с 7 лет. Учебный год повсеместно начинался 1 сентября. Эта дата отмечалась в масштабах страны, готовиться к ней начинали еще с середины августа. В качестве подготовки по телевизору и радио транслировали тематические детские передачи, беседы с выдающимися педагогами и ученым и т.д. Вся эта пропаганда была направлена на то, чтобы привить людям значимость обучения. Школьная жизнь описывалась очень красочно, а будущих первоклассников поздравляли со вступлением в «новый и удивительный мир знаний».
1 сентября был настолько значимым днем, что его отмечали все без исключения. Праздник начинался уже у дверей дома или подъезда в виде торжественной церемонии, которую проводили взрослые. Выдающиеся граждане и гости церемонии давали напутствие ученикам.
Торжественная школьная линейка также сопровождалась речами, песнями, чтением стихов и т.д. В заключении самый маленький первоклассник звонил в колокольчик, и дети расходились по классам, где дарили учителю букеты и принимали от него поздравления с началом учебного года.
Данная традиция очень важна, так как она помогала детям настроиться на учебный лад с самого первого дня.
Одной из особенностей школы советского периода можно назвать уважительное отношение к педагогу. В тот период педагог – это не просто человек, который передаёт детям знания и умения, это очень уважаемая личность, достойная подражанию практически во всем (внешний вид, поведение, речь и т.д.). Педагог занимался со своими учениками не только во время учебных занятий, но и осуществлял колоссальную внеклассную работу – посещение театров и кино, проведение экскурсий, прогулки по городу и т.д.
Педагог советской школы – это не просто транслятор знаний, это и друг, наставник, пример для подражания, образец идеального человека и гражданина.
Общие и специальные задачи воспитания в советской школе
Одной из особенностей советской школы можно назвать то, что помимо обучения большое значение придавалось и воспитанию учащихся.
Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина.
Процесс воспитания опирался не только на труды классиков педагогики, но и на руководства и инструкции конкретных коммунистических лидеров. То есть, воспитание было направлено на формирование у детей устойчивой коммунистической морали.
Основой, на которую опирались советские учителя в воспитании учащихся, являлись практические советы авторитетных ученых-педагогов, таких как В.А. Сухомлинский, представленные в периодических изданиях («Воспитание школьника», «Семья и школа»).
Довольно часто данные статьи носили полемический характер, выражающий различные точки зрения на процесс воспитания.
Общие задачи воспитания детей в советской школе:
- воспитание сознательности и активности;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности перед коллективом;
- воспитание культуры поведения и прилежания;
- воспитание нравственных и моральных качеств личности.
К специальным задачам воспитания относятся:
- воспитание коммунистической нравственности;
- воспитание твердой гражданской позиции и сознательности;
- воспитание необходимых для советского гражданина черт характера.
Весь процесс воспитания, был представлен поэтапно в специально разработанной для этого Программе, которая подразделялась на несколько подпрограмм, в зависимости от возраста учащихся.
Основные методы воспитания в советской школе
Одним из основных методов воспитания в советской школе являлся метод, предложенный А. С. Макаренко: «воспитание в коллективе и через коллектив».
Коллектив советской школы был иерархичен в своем строение. Каждый учебный класс – это одновременно и пионерский отряд. Пионерские отряды организуют пионерскую дружину – общешкольная организация. В свою очередь класс делится на более мелкие группы – звено (чаще всего это ряд парт). Таким образом, вся эта система строго установленных общественных единиц, входящих друг в друга и есть общешкольный коллектив.
Коллектив не просто существует, он осуществляет наблюдение и контроль за каждым своим членом (его успехами в учебе, спорте, общественной жизни и т.д.) и несет за него ответственность.
Вся эта система была основана на системе А.С. Макаренко, во главе которой лежит групповая дисциплина. Каждый член коллектива несет ответственность не только за свои действия и поступки, но и за других членов тоже. Тем самым формируется чувство коллективизма, и дисциплинированности.
Несмотря на то, что система коллективизма, используемая в советской школе, отрицательно сказывается на индивидуализации личности, она показала высокие результаты в воспитании целого поколения людей. В настоящее время практически все системы воспитания в той или иной мере включают в себя элементы системы А.С. Макаренко. Это обусловлено тем, что, несмотря на индивидуальность и неповторимость личности каждого, человек, прежде всего, существо социальное.
Основные средства, приемы и формы воспитательной работы с детьми в советской школе:
- Внеклассная работа – каждый ученик, помимо обязательных учебных занятий, должен посещать различные кружки, дополнительные занятия и т.д. Например, такие кружки как садоводство, столярное или слесарное дело, программирование, радиотехника, конструирование и т.д. Данная работа направлена на приучение детей к труду и формированию у них первичных трудовых навыков. Все советские дети посещали дополнительно кружки, которые располагались не только в школах, но и в иных учреждениях дополнительного образования (Дом творчества, Дом пионеров и т.д.).
- Социалистические соревнования, которые организовывались между учащимися звеньев, классов, районов, школ и т.д.
- Обязательное обсуждение поступков и деятельности каждого ученика его товарищами, их оценка в соответствии с установленной программой и шкалой. При необходимости «отстающих» брали «на поруки». Популярна была и система шефства, когда за отстающим учеником закреплялся более «сильный» в учебе.
Таким образом, основной воспитания в советское время выступает коллектив на всех уровнях – от классной парты до колхоза или фабрики.