Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче накопленного человечеством на протяжении всего его существования жизненного опыта подрастающему поколению.
Древние цивилизации оставили человечеству в наследие бесценный опыт по организованному воспитанию и обучению. Большой вклад был внесен цивилизациями Востока – Двуречье, Египет, Индия и Китай.
Процесс целенаправленного воспитания детей в Древнем Египте формировался на протяжении нескольких тысячелетий. Подробного описания данного процесса нет, а та информация, что дошла до современных времен достаточно скупа. Несмотря на это интерес к воспитанию в Древнем Египте достаточно высок.
Общее и особенное в генезисе воспитания в Древнем Египте
Начало истории целенаправленного и организованного воспитания в Древнем Египте, как одной из особо важных сфер общественной жизни общества и государства, относится к 5-му тысячелетию до н.э.
В этот период происходит распад первобытной цивилизации и формируются разновидности общественных структур, с различными способами цивилизации. Все это требует передачи новому поколению исторической информации. В результате чего возникает потребность не в стихийном и ситуативном воспитании детей, а специально организованном процессе, имеющем конкретную цель и задачи.
Достаточно длительное время воспитание по-прежнему в основном осуществлялось в семье. Однако часть семейных традиций, касающихся воспитания, претерпели существенные изменения.
Патриархальность семьи была закреплена в педагогических литературных памятниках Древнего Востока, таких как Законы вавилонского царя Хаммурапи, в книге Притча иудейского царя Соломона и индийской Бхагавадгита. Все эти источники призывали детей почитать отца и мать, набираться от них разума. То есть наставником в воспитании считался отец семейства.
Уровень воспитания в Древнем Египте во многом зависит от имущественного и социального положения семьи. То есть воспитание приобретает разнообразный характер, оно все больше отрывается от непосредственных потребностей и интересов детей, в постепенной их подготовке к продуктивному существованию в рамках общества. С одной стороны, это значительно укрепило позицию детей в мире взрослых, им стали придавать большее значение, так как появилось осознание, что именно они будущее государства, и именно от них зависит, как оно будет развиваться, да и будет ли существовать вовсе. А с другой стороны, воспитание стало приобретать более жесткий и авторитарный стиль.
Возникновение школы
Постепенно возникает потребность в создании общественной государственной структуры, которая будет заниматься целенаправленным процессом подготовки чиновников, жрецов, воинов и т.д. Со временем данная структура складывается в новый социальный институт, который называется школой.
Развитие школы и системы воспитания в Древнем Египте происходит под воздействием различных факторов: экономического, социального, культурного, этического, этнического, географического и т.д.
Таким образом, с появлением в Древнем Египте школ, можно говорить о кардинально новом подходе к воспитанию детей. С этого времени он становится не просто целенаправленным и организованным, но и осуществляется под контролем со стороны государства и общества.
Процесс воспитания подвергается глубинным переменам, качественно изменились способы передачи культурного наследия от взрослого к ребенку. Появляются специальные образовательные структуры, занимающиеся обучением и воспитанием детей.
Значительное влияние на процесс воспитания и обучения в рамках школы оказывает появление письменности. Письменность служит более точной передачи традиций, истории, опыта и т.д. предков. Процесс обучения письму очень сложен и требует значительных временных затрат. Для того, чтобы подготовить детей к обучению письму в них необходимо воспитать и выработать такие качества как:
- усидчивость,
- терпение,
- трудолюбие и т.д.
Таким образом, воспитание в Древнем Египте приобретает организованность и целенаправленность, продиктованные потребностями эпохи.
Появление профессий учителя и воспитателя
Развитие процесса воспитания в Древнем Египте и появление специально организованных с этой целью школ, послужило тому, что возникал потребность в возникновении такой специальности как учитель и воспитатель. До 7-ми лет дети воспитывались в семье. В основном воспитанием занимались мать и старшие члены семьи. В семьях с достатком к воспитанию детей привлекались специально обученные люди – учителя, либо приставлялся раб – педагог.
Методы воспитания были достаточно жесткие. Ребенку с детства внушали, что он не личность (индивидуальность), а часть общества, семьи, касты, в которой следует раствориться.
После 7-ми лет, ребенок поступал в учебное заведение, где его воспитанием занимались учителя. Процесс воспитания носил религиозный характер, так как именно религия считалась носителем идеалов воспитания и обучения.
Таким образом, сосредоточением воспитания и обучения в Древнем Египте являлись семья, церковь и государство.
Возникновение профессий воспитателя и учителя обусловлено тем, что семья не всегда могла дать ребенку те знания и умения, которые необходимы для служения государству и обществу. Учителя (воспитатели) занимались воспитанием и обучением будущих чиновников, служителей церкви и т.д., под контролем светской власти и служителей религии.
Длительное время воспитание и обучение носили крайне рутинный характер, так как обучение грамоте и наукам было длительное и мучительное. Содержание образования было крайне скудным, в связи с чем, его основная цель заключалась в закреплении каждого ученика в жесткие рамки определенного общественного положения.
С развитием ремесел в Древнем Египте, расширения торговли, усложнения характера труда и значительного роста городского населения, возрастает и количество людей, которым становится доступно школьное воспитание и обучения. Все больше в школы поступают дети ремесленников и торговцев. Однако большая часть населения по-прежнему не может себе позволить школьное воспитание и обходится семейным.
С течением времени школа приобретает все большую независимость и начинает выполнять функцию определенного регулятора прогресса. Кроме того, именно школа берет на себя задачу по целенаправленной передаче накопленного поколениями опыта, воспитанию новых членов общества.