Вежливость – это навык этического коммуникативного общения, способствующий гармоничному, бесконфликтному развитию отношений между его участниками.
Воспитание вежливости имеет важное значение для дошкольного этапа развития ребенка. Воспитание данного качества помогает в адекватном восприятии ребенком окружающего мира и формирует навыки правильного реагирования на ситуации, явления и процессы социальной действительности.
Особенности воспитания вежливости в дошкольном возрасте
Воспитание вежливости на дошкольном этапе развития ребенка имеет свою специфику. Она проявляется в следующем:
- Поэтапное развитие любого нравственного качества. Все нравственные качества и привычки поведения в дошкольном возрасте формируются постепенно. Так, воспитание вежливости развивается в три стадии деятельности: неосознанное развитие вежливого отношения по отношению ко взрослым и сверстникам; развитие ситуативного вежливого поведения. Здесь дошкольники уже понимают смысл и свойства той или иной ситуации и используют вежливость в общении; формирование потребности в вежливости. Быть вежливым становится нравственной привычкой и ориентиром поведения, потребностью, требующей своевременного удовлетворения.
- Наиболее оптимальным временем формирования вежливости является старший дошкольный возраст. Это обусловлено активизацией волевой деятельности детей, наличием опыта социального общения, осознанной направленностью поведения.
- Формирование трудовых навыков дошкольников и воспитание вежливости тесно связаны между собой.
- Эффективное воспитание вежливости дошкольников требует от них ориентации в речевых ситуациях, расширения словарного запаса и повышения культуры речи.
- Вежливость способствует развитию коммуникативной культуры ребенка.
- Воспитание вежливости основывается на применении игровых приемов. Игра – основа жизнедеятельности дошкольника. Игровая деятельность положительно сказывается на нравственном развитии ребенка, а значит, и способствует усвоению основ вежливого поведения.
Игровые методы развития вежливого поведения дошкольников
Игровая деятельность выступает основным методом обучения ребенка разнообразным навыкам деятельности и поведения. Вежливость, не является исключением. Данное свойство отлично усваивается детьми и становится их нравственной привычкой именно в игровой форме. Для этого, в дошкольной организации должна быть создана игровая атмосфера, которая помогает детям настроиться на игру, расслабиться, активнее использовать язык общения и проявлять себя в тех или иных социальных ситуациях, проигрываемых на занятиях.
Основными игровыми приемами воспитания вежливости являются:
Уроки вежливости. Данный прием предполагает использование кукольного театра для проигрывания сцен положительного социального поведения вежливого общения. Каждая кукла несет на себе определенную роль: кто-то является феей вежливости, кто-то забиякой, кто-то не владеет навыками вежливого поведения, но стремиться их познать и т.д. Так, с помощью кукол проигрываются сцены из жизни, требующие выражения благодарности за что-то, просьбы чего-то или помощи в чем-то, проявления тактичности и уважения к собеседнику.
Рисунок 1. Уроки вежливости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работИгра в волшебные слова. Необходимо познакомить детей с перечнем волшебных слов и ситуациями, в которых они должны быть применены. Затем выбирается тот, кто водит. Он задает вопросы, на которые требуется вежливый ответ или произнесение вежливой просьбы. Например, «Дай мне, пожалуйста, карандаш», «Ты не мог бы мне помочь пожалуйста», «Спасибо, но я не хочу это». Тот, кто не использует волшебные слова, становится водой игры.
Рисунок 2. Вежливые слова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Вежливые слова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работИгры, направленные на речевое развитие. Оно лежит в основе формирования культуры речи, а значит и воспитания вежливости. Осуществляется тренировка выразительности речи, расширение словарного запаса. Для этого используются игровые упражнения в соревновательной форме. Например, Кто больше назовет животных, цветов или кто сможет вежливо попросить о помощи и т.д.
Ролевые игры. Данные игры направлены на развитие навыков общения у дошкольников. Оно организуется в парах или в малых группах. Дети учатся строить диалоги, вежливо общаться, уважать чужое мнение и чужие интересы.
Иллюстрированные истории. Детям показываются ситуации социального взаимодействия и требуется объяснить, что же изображено и какое волшебное слово здесь используется.
Рисунок 4. Игровая деятельность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология сюжетно-ролевой игры, ориентированная на воспитание вежливости дошкольников
Сюжетно-ролевые игры позволяют отработать навыки вежливого поведения и социального общения в игровой форме. Та или иная ситуация из реального мира переносится в воображаемое пространство, наделяется определенным контекстом. Это помогает ребенку стать участником конкретной жизненной ситуации, выработать свое поведение по отношению к ней и к ее участникам, развить навыки вежливого поведения в реальной действительности.
Использование сюжетно-ролевых игр в качестве технологии воспитания вежливости предполагает поэтапную работу:
- Подготовительная работа. На данном этапе происходит диагностика уровня вежливости, которым обладает ребенок, выявляются те знания, которые уже сформированы у дошкольника, касающиеся вежливого поведения и общения. Так, происходит формирование карты поведения каждого ребенка и делается вывод об уровне сформированности у него навыков вежливого поведения.
- Обучающая работа. На данном этапе используются сюжетно-ролевые игры, которые строятся на основании моделирования реальных жизненных ситуаций. Это формирует у ребенка представление о вежливом поведении в конкретных обстоятельствах.
- Заключительная работа. Она связана с закреплением, полученных в игре знаний в реальной жизнедеятельности, т.е. ребенок должен продемонстрировать навыки вежливого поведения от детей использования вежливых слов.