Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Значение воспитания культурно-гигиенических навыков

Определение 1

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения, представляющая собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это не только усвоение норм и правил культуры поведения, но и очень важный процесс по вхождению ребенка в общество и его социализация. Каждый ребенок с самого раннего детства должен понимать и соблюдать правила, осознавать, что быть неопрятным, грязным и неряшливым это некрасиво и некультурно. Внешний вид человека формирует первое представление о нем как о личности.

Процесс гигиенического воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с воспитанием культурного поведения. С самого раннего детства ребенка учат правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, пользоваться столовыми приборами, учат вежливо и доброжелательно разговаривать с окружающими, соблюдать опрятность во внешнем виде, знакомят с правилами поведения в обществе и т.д.

Замечание 1

Все культурно-гигиенические правила, ребенок должен не просто знать, их соблюдение необходимо довести до автоматизма.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает решение следующего круга задач:

  1. Развитие у детей культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время ежедневного туалета, приема пищи и т.д.
  2. Формирование стойкой привычки следить за собственным внешним видом, умение пользоваться предметами туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа и т.д.).
  3. Формирование навыков поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами.
  4. Формирование основных представлений о значимости собственного здоровья и умение его сохранять и укреплять; закрепление четкого правила, что «чистота тела – это основной залог здоровья».
  5. Формирование стойкой потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизнедеятельности.
  6. Привлечение родителей воспитанников к формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков в условиях семьи.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
«Воспитание культурно-гигиенических навыков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Успешное решение данных задач осуществляется посредством применения ряда педагогических приемов, которые воспитатель использует в работе с воспитанниками, с учетом их возраста:

  • Прямое обучение
  • Показ
  • Упражнения, предполагающие выполнение конкретных действий во время дидактических игр
  • Систематические напоминания детям о правилах гигиены и их соблюдения (в режимных моментах, играх и т.д.)
  • Постепенное повышение требований к соблюдению правил гигиены и формированию навыков самоконтроля за их выполнением

Данные приемы могут быть использованы по отдельности, а могут и в комплексе. Комплексное применение приемов целесообразно для детей старшего дошкольного возраста.

Направления в воспитании культурно-гигиенических навыков

Формирование культурно-гигиенических навыков является первой ступенью в воспитании культуры поведении у ребенка. В настоящее время в ДОУ работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков, ведется в двух основных направлениях:

  • Работа с воспитанниками
  • Работа с родителями (опекунами) воспитанников

Для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков необходимо:

  1. Обеспечить ежедневное, без исключений, соблюдение ребенком правил гигиены. Для этого важно объяснить ребенку значимость соблюдения данных правил, оказать помощь в усвоение навыка. Например, воспитатель каждый раз напоминает детям, что прежде, чем вымыть руки, необходимо закатать рукава, чтобы их не намочить. Со временем у детей вырабатывается необходимый навык.

  2. В случае, если ребенок в процессе выполнения гигиенических действий делает это долго или повторяет одно и тоже действие длительное время (например, мылит руки). Тем более не допустимо, выполнять это действие за него. Выполняя действие многократно, ребенок стремиться научиться делать его самостоятельно и как можно лучше. Постепенно он научается выполнять его самостоятельно, быстро и качественно. Задача воспитателя состоит только лишь в том, чтобы проверить, как ребенок это сделал и при необходимости корректно поправить.

  3. Дети должны не только научиться выполнять правила, но и знать, когда именно это необходимо делать. Например, мыть руки следует после еды, после посещения уборной, после общения с животными, после возвращения с прогулки и т.д.

  4. Помимо навыков, которые дети формируют выполняя их ежедневно в ДОУ, необходимо обращать внимание и на другие навыки гигиены, такие как уход за полостью рта. Задача воспитателя ежедневно об этом говорить детям, напоминать в разных режимных моментах, при чтении сказок или просмотре мультфильма и т.д. То есть, при любом удобном случае.

  5. Закреплять навыки ухода за собой, которые были получены детьми в семье. Например, умение пользоваться расческой, носовым платком. Данные умения необходимо расширять и совершенствовать, например, пользоваться носовым платком, не только чтобы вытереть нос, но и прикрывать им рот во время чихания.

  6. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи. Перед тем как сесть за стол, воспитатель напоминает детям как нужно вести себя за столом, как правильно пользоваться столовыми приборами и т.д. Также воспитатель проговаривает данные правила при любом удобном случае в режимных моментах.

Большое значение в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей имеют:

  • Окружающая обстановка
  • Рационально организованный режим дня и его соблюдение
  • Адекватное руководство со стороны взрослых
  • Собственный пример, который взрослый показывает детям (внешний вид, речь, поведение, соблюдение правил и т.д.)
  • Организованная деятельность, доступная для ребенка (игровая, трудовая и т.д.), направленная на обобщение и совершенствование культурно-гигиенических навыков.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot