Знакомство с природой и ее устройством как средство трудового воспитания
Трудолюбие – это свойство человеческой личности, проявляющееся в положительном отношении к трудовой деятельности, наличии стремления к труду, трудовой активности и уважительного отношения к своему и чужому труду.
Трудолюбие является путем к успеху во всех направлениях деятельности подрастающего поколения. Она предполагает чувственное отношение к любому делу, проявление любви и заботы ко всем делам. Трудолюбие помогает правильно и осознанно выбирать дела, действовать радостно и со стремлением принесения свои трудом общественного блага.
Ключевым моментом в трудовом воспитании дошкольника является совместный труд педагога и ребенка в учреждении дошкольного воспитания, ориентированного на знакомство со всем живым, которое находится в поле зрения детей. Такой труд должен носить обязательную экологическую ориентацию и содержать:
- Трудовую работу в уголке природы ДОУ. Сюда входит уход за растительным миром природного уголка, а также его живыми обитателями: попугаями, хомяками, насекомыми, улитками и др.
- Деятельности по посадке цветов и иных растений на земельных участках ДОУ.
- Уборку территории ДОУ.
- Кормление птиц и создание для этого кормушек.
- Знакомство с растительным миром окружающего ДОУ пространства и их сбор.
- Сбор природных материалов для выполнения поделок.
- Деятельность по направлению экономии пользования природными богатствами: это может быть починка книг, игрушек.
Трудовая деятельность экологической ориентации вызывает у дошкольников положительные эмоции. Она знакомит детей с объектами природного мира и законами его устройства. Это готовит детей к выполнению разнообразных трудовых действий и их особенностями. Осмотр растений и иных обитателей природы формирует в сознании дошкольника эталонные понятия о параметрах и состоянии природных обитателей, и соответствующих им трудовых действиях.
Знакомство с природой формирует у детей любознательность и навыки практического взаимодействия с объектами растительного и животного мира. Дети учатся трудиться в природе, ухаживают за растениями и животными, что положительно сказывается на развитии у них таких качеств, как уважение к труду.
В основном, дети дошкольного возраста только помогают воспитателю. В старшем дошкольном возрасте, возможно, предоставление детям возможности самостоятельного выполнения каких-либо трудовых действий. Но основная роль принадлежит педагогу, который знакомит детей с природой и формирует у них уважительное отношение к своим трудовым действиям в ее отношении.
Чтобы знакомство с природой принесло должный воспитательный эффект в формировании трудолюбия, необходимо соблюдать ряд условий:
- Необходимо осматривать природные объекты и давать оценку их текущего состояния. Это позволяет сделать вывод о том, какие трудовые действия необходимо предпринять в адрес этого объекта.
- Обязательное обучение детей практическому взаимодействию с природными объектами. Детям нужно продемонстрировать какие практические действия можно совершить, чтобы оказать помощь природному объекту или поспособствовать его дальнейшему развитию.
- Итоговый осмотр природных объектов. После совершения трудовых операций требуется оценка их значимости, важности совершения и наличия положительных итогов своего труда.
Методика организации трудовой деятельности дошкольников в природной среде
Методика воспитательной работы, ориентированной на развитие трудолюбия у дошкольников в природной среде, предполагает поэтапное выполнение следующих операций:
- Предварительный осмотр природного объекта. На этом этапе дошкольников привлекают к знакомству с природными объектами и наблюдению за ними. Дети могут осматривать устройство зеленого уголка или территорию ДОУ с участками посадок растений, наблюдать за кормушками для птиц: прилеты птиц и т.д. Этот этап предполагает осмотр состояния природных объектов, их самочувствия, выявления проблем в их развитии и недостатков в обеспечении всех необходимых условий их жизнедеятельности. Этот этап необходим для того, чтобы диагностировать проблемы в жизнедеятельности природных объектов и определить трудовые операции, которые необходимо выполнить для их устранения. Предварительный осмотр природных объектов отражает сущность труда в природной сфере, делая его осознанным и желанным.
- Практические трудовые действия. На этом этапе совершаются трудовые работы, определенные в ходе предварительного осмотра. Все трудовые действия ориентированы на улучшение условий жизнедеятельности живых существ. Они должны отвечать условиям педагогической целесообразности. Педагог обучает детей выполнению каждого трудового действия, используя, при необходимости, многократное повторение. В задачу педагога на этой стадии входит осознанное восприятие ребенком значимости природного объекта. Ребенок должен понять, что от его действий зависит его жизнь и здоровье. Дети совершают трудовые действия неоднократно. Каждый раз педагог объясняет им ошибки, которые они совершили при выполнении трудовых операций и поясняет важность их недопущения.
- Заключительный осмотр природного объекта. На этом этапе дети осматривают итоги своих трудов и оценивают их. Педагогу нужно сделать разумные выводы по итогам осмотра т.е. оценить, помогли ли трудовые действия детей улучшить условия жизнедеятельности природных обитателей. Дети должны увидеть эффективность своих трудовых усилий, чтобы поверить в важность и значимость своей трудовой деятельности. Это помогает развивать у дошкольника чувство значимости своего труда, его необходимости и целесообразности.