Культура питания – это знания о принципах правильного питания, свойствах различных продуктов и их воздействии на организм, умение правильно составлять собственный рацион.
Формирование основ культуры питания как составляющей культуры здоровья
Культура здорового питания является одной из главных составляющих здорового образа жизни каждого человека. Именно поэтому очень важно формировать культуру питания как можно раньше. Воспитательная работа в этом направлении должна строиться с учетом возраста ребенка, и соответствовать его актуальным задачам развития.
Воспитание культуры здорового питания у детей младшего школьного осуществляется в форме игры. Это объясняется тем, что игра остается ведущим видом деятельности младшего школьника, в рамках которой дети лучше усваивают нормы и правила поведения, а также привычки, связанные с культурой питания.
В вопросах воспитания культуры здорового питания необходимо подходить ответственно. Участие должны принимать не только педагоги, но и родители детей, объединяя свои усилия. Это объясняется важностью воспитания культуры питания, как составляющего элемента общего здоровья ребенка.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из основных задач образовательного учреждения и родителей. Формирование и развитие навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста определяет дальнейшее успешное развитие не только каждого ребенка, но и всего общества в целом. Именно поэтому очень важно своевременно осуществлять воспитание культуры питания у младших школьников.
В настоящее время, питание детей младшего школьного возраста в образовательных учреждениях, регламентируется на законодательном уровне. Это гарантирует сохранение и укрепление здоровья учащихся, оптимизации процесса питания в учебном заведении.
Специфика работы по формированию культуры питания в младшем школьном возрасте
Специфика организации воспитательного процесса по формированию культуры здорового питания у детей младшего школьного возраста основана на особенностях возрастной категории детей. В первую очередь это связано с тем, что у младших школьников отсутствует объективное понимание ценности собственного здоровья, а также понимание его взаимосвязи с правильностью питания. Большинство детей младшего школьного возраста и вовсе не имеют негативного опыта «нездоровья», обусловленного неправильным питанием.
Таким образом, дети младшего школьного возраста не осознают взаимосвязи между собственным питанием и состоянием своего здоровья, не способны оценить негативные перспективы своего поведения и его влияние на здоровый образ жизни.
В связи со сказанным выше, работа, направленная на формирование у детей младшего школьного возраста культуры питания, должна быть основана на наличие у детей поведенческих навыков и их интеграцию в актуальную и значимую для детей деятельность.
Например, при формировании навыков гигиены, важно не просто объяснить их значимость, но и организовать воспитательный процесс так, чтобы он был интересен детям. Это может быть игровой соревновательный момент, ведение специального дневника и т.д. В таких играх у детей «незаметно» происходит формирование полезных привычек.
При воспитании культуры здорового питания у детей младшего школьного возраста немаловажным является и учет его возрастного ресурса, включающего в себя возрастные новообразования, являющиеся основой здоровьесберегающего поведения.
У детей младшего школьного возраста отмечается развитие произвольной регуляции поведения, позволяющей ребенку освоить те виды деятельности, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, усвоение правил культуры питания. В связи с чем, педагоги и родители, за основу воспитательной работы могут брать саморегуляцию и самоконтроль. Учащимся доверяют самостоятельно оценивать культуру своего питания, самостоятельно заполнять дневник питания и т. д.
Помимо самоконтроля и саморегуляции, в работе с младшими школьниками большое значение имеет направленность детей на сверстников. Дети младшего школьного возраста ориентированы на сверстников или группу сверстников, для них становится важной их оценка со стороны одноклассников. В связи с чем, основой работы по воспитанию культуры здорового питания у детей младшего школьного возраста, является коллективная или групповая работа.
Основные принципы и задачи формирования культуры питания у младших школьников
В целом, воспитание культуры питания у детей младшего школьного возраста должно соответствовать следующим принципам:
- Принцип возрастной адекватности – все знания и умения, которые педагоги формируют, должны быть востребованными в повседневной жизни младших школьников.
- Принцип социокультурной адекватности – воспитываемые у детей умения и навыки, должны находить отражение в актуальной культуре окружающего общества. Кроме того, формируемые у детей умения и навыки должны соответствовать национальной и этнической культуре, к которой принадлежит ребенок, учитывать ее особенности и традиции.
- Принцип системности – предполагает организацию длительного и целенаправленного процесса, который осуществляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Воспитание культуры здорового питания не должно ограничиваться только лишь беседами с детьми, но во время каждого приема пищи подтверждать правила, напоминать и повторять их совместно с детьми.
- Принцип собственного примера – взрослые (педагоги и родители) являются главным образцом поведения для младших школьников. Именно поэтому очень важно собственным примером подкреплять обучающие и воспитательные методики.
Основными задачами воспитания культуры здорового питания у детей младшего школьного возраста являются:
- Формирование навыков самостоятельного соблюдения основных правила гигиены.
- Самостоятельно осуществлять контроль за режимом питания.
- Формирование представлений о продуктах и их значимости в ежедневном рационе.
- Развитие умения самостоятельно давать оценку различным блюдам, уметь отличать «полезные» от «вредных».
- Формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.