Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание культуры речи ребенка дошкольного возраста

Определение 1

Культура речи – это лингвистическое понятие, объединяющее владение письменной и устной речью, соответствующими языковой норме.

Основные задачи воспитания культуры речи у дошкольника

Современное общество предъявляет все большие требования к воспитанию детей дошкольного возраста. Большое значение придается вопросам воспитания у детей культуры общения, формированию коммуникативных навыков и функциональности речи ребенка. Это связано с тем, что речь имеет большое значение в жизни каждого человека, она позволяет продуктивно взаимодействовать друг с другом, выражать собственные мысли, идеи, излагать информацию и многое другое.

Замечание 1

Культура речи предполагает наличие у каждого ребенка дошкольного возраста необходимого запаса слов, сформированного умения правильно и логично излагать свои мысли, говорить лаконично и сохранять спокойный тон при общении.

Важно научить ребенка не только правильно и грамотно говорить, но и научить его внимательно слушать собеседника, при этом сохранять естественное положение тела, занимать верную позу, уметь смотреть собеседнику в лицо.

В процессе нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, одной из задач воспитателя является наблюдение проблем, связанных с нарушением речи. Это необходимо для того, чтобы своевременно устранить выявленные проблемы и исправить сложившуюся ситуацию по формированию умений и навыков культуры речевого общения.

Основными задачами воспитания культуры речи ребенка являются:

  • Формирование достаточного словарного запаса, умения правильно излагать собственные мысли
  • Формирование навыков культуры общения
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Введение в словарный обиход воспитанников достаточного количества этических форм, представленных выражениями и словами, закрепляемыми практическими ситуациями общения.
  • Формирование умений правильно выбирать нужный стиль общения в зависимости от складывающейся ситуации
«Воспитание культуры речи ребенка дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Средства и методы воспитания культуры речи у дошкольников

Для того, чтобы в процессе воспитания педагогом были использованы действительно эффективные методы и средства, ему необходимо понимать, что же такое культура речи.

Замечание 2

Под культурой речи ребенка дошкольного возраста понимают умение воздерживаться от ненужных и неуместных высказываний, в соответствии с обстановкой и ситуацией, а также наличие необходимо словарного запаса.

Особое внимание в работе педагога уделяется воспитанию культуре речевого общения воспитанников с взрослыми и сверстниками. Для этого в основном используются словесные, наглядные и практические приёмы.

Наибольшую результативность в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи имеют следующие приемы:

  1. Игровые обучающие ситуации – основаны на ролевом принципе, то есть каждому ребенку определена роль, в соответствие с которой он должен строить собственное речевое поведение, посредством использования речевых и этикетных формул.
  2. Использование стихотворных произведений, которые предусматривают заучивание вежливых формул, используемых при прощании, в качестве приветствия, благодарности и т.д.
  3. Использование художественного материала, который содержит богатый материал норм речевого общения.
  4. Беседы, предполагающие проведение диалога, в процессе которого воспитатель с воспитанниками обсуждают прочитанное произведение, знакомятся с речевым этикетом и нравственными нормами.
  5. Проведение драматизаций прочитанных ранее произведений или просмотренных мультфильмов.
  6. Сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у детей активно развиваются речевые способности, а также физические и духовные силы, внимание, воображение, память и дисциплинированность. В основе сюжетно-ролевой игры заложена определенная ситуация, которая заключается в том, что ребенок «берет» на себя конкретную роль и выполняет ее совместно с другими детьми или взрослым, в соответствии с сюжетом.

Дополнительная работа по воспитанию культуры речи

Осуществляемая воспитателем работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи, должна иметь продолжение и за рамками ДОУ, то есть в семье ребенка. Для этого воспитателю необходимо организовать совместную с родителями работу, имеющую собой единую направленность воспитания.

Для закрепления полученных в ДОУ знаний и умений в семье, воспитателю группы следует проводить с родителями дополнительную работу, направленную на повышение их воспитательной активности по вопросам воспитания культуры речи:

Индивидуальные беседы и консультации Круглые столы Родительские собрания

Современный уровень системы дошкольного образования, в соответствии с задачами речевого развития, установленными ФГОС, включает в себя:

  1. Активное владение воспитанниками собственной речью, как основного средства общения
  2. Проведение работы, направленной на обогащение активного словаря воспитанников
  3. Проведение работы, направленной на развитие у воспитанников связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи
  4. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи воспитанников, фонетического слуха

В процессе взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми необходимо осуществлять работу, направленную на формирование социально-коммуникативных навыков общения. Данная работа предполагает:

  • Создание доброжелательной атмосферы общения
  • Установление между воспитателем и воспитанниками доверительных взаимоотношений, посредством использования поощрений и поддержки
  • Установление групповых традиций
  • Создание условий по организации различных ситуаций общения (со взрослыми, сверстниками, младшими детьми и т.д.)
  • Оказание содействия по установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми группы
  • Удовлетворение потребностей в общении каждого воспитанника.
Замечание 3

Таким образом, в результате осуществляемой воспитателем работы, дети не только приобретают знания норм речевого этикета общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Дата последнего обновления статьи: 10.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot