Задачи и формы внеклассной работы по физическому воспитанию
Внеклассная работа помогает углублять и расширять учебную работу по физическому воспитанию детей и может проводиться в виде экскурсий, походов, занятий в кружках и секциях физической культуры, а также спортивных праздников.
Внеклассную работу организует школа. Она строится на добровольном желании учеников, поэтому не должна состоять из обязательных соревнований, показателей и документов. На внеклассных занятиях должно идти развитие навыков самостоятельной работы учеников. Занятия должны не утомлять детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, укреплять здоровье и физически развивать школьников.
К задачам внеклассной работы по физкультуре можно отнести: помогать укреплять здоровье, закаливать организм, разносторонне физически развивать учеников, выполнять учебную программу по физкультуре, а также воспитывать определенные организационные навыки у детей и привычки систематически заниматься физической культурой и спортом.
Внеклассными формами физического воспитания школьников являются:
- спортивные секции;
- секции общей физической подготовки;
- секции ритмической и атлетической гимнастики;
- школьные соревнования;
- туристические подходы и слеты;
- физкультурные праздники;
- дни здоровья, плавания и пр.
Все обозначенные формы внеклассных физкультурных занятий стимулируют интерес детей к физкультуре и спорту, приобщая детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, являясь активным отдыхом, а также способствуют воспитанию морально-волевых качеств учеников.
Дни здоровья – это итог учебно-воспитательной работы за учебную четверть, полугодие или год. Их проводят по специально разработанным сценариям, определяющим оформление места проведения праздника и костюмов участников, а также перечень спортинвентаря.
Важное направление внеклассной работы по физическому воспитанию – использование естественных природных сил, чтобы укрепить здоровье учеников. Для этого в школах нужно проводить экскурсии в природу, организовывать походы.
Внешкольная работа помогает широко развивать различные формы занятий по физическому воспитанию, чем повышается интерес учеников к занятиям физкультурой и спортом.
Разнообразные формы организации физического воспитания направлены на создание условий для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов со стороны подрастающего поколения. Благодаря широкому диапазону форм и видов физкультурных и спортивных занятий, которые могут проводиться во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях.
Внеклассная работа помогает углублять и расширять учебную работу по физическому воспитанию и может проводиться как экскурсии, походы, занятия в кружках и физкультурных секциях, спортивных праздниках.
Руководство внеклассной работой в школе
Непосредственное руководство внеклассной работой возлагают на педагога, решающего все проблемы, связанные с организацией занятий, а именно:
- самостоятельный выбор методики обучения и ее применение;
- ответственность за безопасность учащихся;
- селекция, то есть отбор учащихся для занятия в секции;
- назначение даты и времени тренировок;
- принимать решение об участии в том или ином соревновании;
- ответственность за результаты своих подопечных в соревнованиях перед лицом дирекции.
Права и обязанности руководства школы включают следующие ампекты:
- создать условия для беспрепятственной работы спортивной секции;
- нести ответственность за создание и функционирование спортивной секции перед муниципалитетом;
- создать условия для бесперебойного функционирования спортивной секции;
- прекратить работу спортивной секции.
Стратегические задачи функционирования спортивных секций – повысить спортивное мастерство и подготовить профессиональных спортсменов.
Планирование внеклассной работы по физическому воспитанию
Планирование внеклассной работы – важнейшая предпосылка воплощения в жизнь цели и задач физического воспитания школьников. Занятия в секциях предполагают мобилизацию двигательных и морально-волевых качеств.
Тренер должен знать и рационально пользоваться общими и специфическими принципами обучения, а также использовать их в практической деятельности.
Планирование является первой ступенью проведения внеклассных занятий. Оно выражает взгляд тренера на весь рабочий процесс. В планировании необходимо продумывать все на несколько шагов вперед. План составляют не на 1-2 тренировки, а не весь процесс работы. Чем на большее время будет рассчитан план, тем труднее точно предсказать, как будут выглядеть конкретные черты планируемого процесса на реальном занятии. Но вместе с этим, если ввести планирование только в расчете на ближайшее время, исчезнет перспектива. Это и составляет основную сложность. То, что уже было вычислено и проанализировано на бумаге, не обязательно будет воплощаться в практической деятельности. Кроме этого, в ходе планирования необходимо учесть конкретные данные. Исходные данные о конкретном состоянии контингента занимающихся и их подготовленность к реализации целевых установок, мотивационных и личностных установок.
Для успешного решения задач физического воспитания, необходимо, чтобы ученикам на каждом занятии давали достаточную нагрузку, которая может нести кумулятивный эффект, а с другой стороны – не должна быть чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок должна быть индивидуальной, разрабатываемой на основании возраста, физического состояния и пр.
Таким образом, помимо общепедагогических принципов, содержащих основополагающие требования к проведению занятий, должны соблюдаться специфические принципы воспитания, выполнение которых должно помочь достичь главную цель физического воспитания. Их игнорирование вызывает деградацию физических качеств спортсмена, а также ведет к ухудшению состояния его здоровья.
К специфическим принципам физического воспитания относят:
- сбалансированное повышение нагрузок - предполагает учет изменения параметров нагрузки, соотношение с закономерностями адаптации к ней. Многократное повторение одинаковой нагрузки не развивает двигательные качества. В связи с этим необходимо постоянно повышать параметры нагрузки;
- соответствие педагогических воздействий возрасту занимающихся – важнейший принцип, формирующий свои положения, основываясь на закономерностях гетерохронности физического развития, предполагая выделение и учет сенситивные периоды развития физических качеств;
- системное чередование нагрузок и отдыха – предполагает рациональное чередование активности и отдыха. Если будет преобладать активность, то могут возникать процессы переутомления, если многократно суммируется состояние переутомления – возникает перетренированность. Если же преобладает процесс отдыха, то занятия не вызывают тренировочного эффекта;
- постепенное наращивание нагрузок – предполагает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, с планомерным усложнением решаемых двигательных задач по мере роста функциональных возможностей организма.