Функциональная роль СМИ в современном обществе
Средства массовой информации (СМИ) – это способ донесения информации до широкой аудитории слушателей.
СМИ передают информацию в разных формах и по разным каналам связи.
В современном обществе особую значимость приобретают следующие средства массой информации:
- Печатные издания – газеты, журналы, бюллетени.
- Радиовещание – это представление информации в аудио формате с определенной периодичностью.
- Телевидение - это передача информации в аудио и видео формате. Оно оказывает особенно активное воздействие на восприятие человека.
- Видеоролики и кино. Видеоролики, как правило, имеют небольшую продолжительность и ориентированы на представление информации из конкретной области, по определенной теме. Кино может носить развлекательный или документальный характер и быть отражением сущности каких-то событий, процессов и явлений.
- Интернет – это представление информации в электронном виде, получить которую можно посредством подсоединения ПК или иного гаджета к локальной сети. Интернет содержит большие объемы информационных ресурсов, представленных в разных форматах.
Современный мир характеризуется большими объемами информационных ресурсов. СМИ выполняет роль просветителя. При этом, информация, представленная СМИ не всегда фильтруется. Поэтому, в настоящее время общество сталкивается с проблемой дезинформации (особенно это касается сети Интернет).
Отличительными чертами СМИ являются:
- Публичность – доступность информации для всех желающих;
- Получение информации требует наличия специального оборудования: радио, телевизора, ПК;
- Неустойчивый контингент пользователей. Информация слушается и усваивается теми пользователями, которые заинтересованы в ней в данный временной момент. Пользователи непостоянны и меняются;
В основе успешности просветительской функции СМИ лежит интерес пользователей к конкретной информации, представленной в той или иной форме.
Объемы информации ежедневно увеличиваются, и процесс распространения информации растет стремительными темпами. При этом, не вся информация, представленная СМИ, является полезной и оказывает положительное воздействие на развитие личности. некоторые информационные ресурсы являются опасными и угрожают жизни и здоровью подрастающего поколения.
СМИ как фактор воспитания
Средства массовой информации в современном обществе реализуют просветительскую функцию, что обуславливает их воспитательное воздействие, оказываемое на отдельную личность и общество в целом.
Конечно, при правильном подходе и представлении верной и адекватной информации, СМИ способно полноценно выполнять свою просветительскую и воспитательную функцию. Однако, стоит отметить, что СМИ не всегда адекватно и добросовестно выполняют свою воспитательную роль в обществе, в первую очередь, это относится к представителям подросткового возраста. Данный возрастной период развития имеет свои особенности, обусловленные спецификой функционирования психических функций организма.
Информация в подростковом возрасте имеет свою специфику восприятия. В этот период происходит формирование ценностных установок личности, происходит выработка нравственных ориентиров деятельности. Это переходный период ребенка во взрослую жизнь. Подростки стремятся к усвоению всей информации, которая их окружает, потому что они проявляют интерес ко всему неизведанному. Любознательность выходит на первый план. Это обуславливает неоднозначное толкование информации подростком и неадекватное восприятие всего увиденного и услышанного.
Все это приводит к проблеме представления информации в современном обществе, ее фильтрации и адекватному усвоению подрастающим поколением.
Проблема влияния разных СМИ на развитие подростков
Рассмотрим основные формы представления информации и их влияние, оказываемое на развитие детей и подростков:
- Телевидение. В основе функционирования современного телевидения лежит коммерческая деятельность, т.е. телевидение работает на получение определенной выгоды – дохода. Это приводит к тому, что при запуске в эфир определенных программ, продюсеры, заинтересованные в получении прибыли, не задумываются о содержании программы и ее воспитательном воздействие. Подростки смотрят все, что им показывают, и воспринимают данную информацию через призму функционирования своих психических процессов. Наблюдается большой объем информации, связанной с насилием. Оно принизывает большинство фильмов, сериалов, передач. Кроме того, в настоящее время стали популярны фильмы в духе фентези, которые заставляют подростков неадекватно воспринимать реальность – их герои прыгают по крышам, останавливают железнодорожные составы голыми руками и т.д. Негативно на развитии подростков сказывается и реклама. Рекламные ролики прерывают просмотр какой-то интересной передачи, фильма. Это может вызвать агрессию подростка, а также нарушает его целостное восприятие информации. Порой, после рекламы он уже не может сконцентрироваться на том, о чем шла речь в передаче ранее. Кроме того, реклама манипулирует сознанием и отвлекает людей от реальных социальных проблем. Также, на телевидение наблюдается большое количество эротических сцен.
- Печатные издания. Современные печатные издания, ориентированные на подростковый возраст, по сути, являются желтой прессой, т.е. они не несут какой-то познавательной полезной информации, не способствуют расширению кругозора подростка. Речь в них идет о модных тенденциях, шоу-бизнесе, сексе, музыкальном мире и т.д. Пропагандируется стремление к богатству и славе, культ силы. Подростку необходимо давать информацию в ограниченном объеме и умелом преподнесении. Однако, это не учитывается современной прессой.
- Интернет. Интернет сеть, при всем объеме информации и возможностях, характеризуется самой высокой долей отрицательного воздействия на воспитание личности подростка. В сети имеется большое количество запрещенной информации, доступ к которой не ограничивается: порнография, эротика, суицид, наркотики, пиротехника. Современные социальные сети, с одной стороны, способствуют нахождению партнеров по общению, а с другой стороны, угрожают формированием деструктивного поведения подростков, поскольку, они могут познакомиться с различными асоциальными личностями, бандами и группировками.