Подвижная игра – это игровая деятельность, основанная на выполнении двигательных действий по специальным правилам и в определенной последовательности.
В ходе подвижной игры осуществляется устанавливаются взаимодействия между участниками игры и их отношения с окружающим пространством.
Воспитательный потенциал подвижных игр
Подвижные игры, в первую очередь, ориентированы на физическое воспитание детей. Если подвижные игры регулярно использовать в воспитательном процессе, то они приведут к положительным сдвигам в физическом развитии каждого ребенка. В частности, подвижные игры способствуют развитию:
- выносливости;
- быстроты движений;
- координации движений;
- ловкости;
- гибкости.
Все эти свойства развиваются в ходе подвижной игры в комплексе. Поэтому, актуальность использования игр в физическом воспитании дошкольников является обоснованной.
Существует большое количество подвижных игр. Каждая игра имеет свои особенности и правила. Помимо того, что подвижные игры способствуют физическому развитию детей, они еще и ведут к формированию познавательной активности и мотивирует дошкольников к деятельности. Это реализуется за счет того, что игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Подвижные игры наполняют жизнь детей эмоциональным всплеском, заставляют их переживать различные яркие эмоции. Поэтому, формируется интерес к подвижной игре, а также тем знаниям и навыкам, которые развиваются в ее ходе. Любое обучение можно реализовать через подвижную игру. Главное, подбирать игры в соответствии с возрастными особенностями развития дошкольников и их потенциалом, а также индивидуальными параметрами развития.
В основе подвижной игры лежит фантазия, т.е. ребенок включает свое воображение и фантазирует в ходе игровой деятельности. Все движения, реализуемые в ходе игровой деятельности, носят творческий характер, поскольку основаны на воображении. Творчество мотивируется сюжетом подвижной игры. Таким образом игровые ситуации способствуют развитию интереса ребенка и воспитывают его, а движения, заложенные в основу подвижной игры, оказывают воздействие на физическое развитие детского организма и способствует формированию двигательных навыков дошкольника.
Кроме того, подвижные игры являются средством познания ребенком устройства окружающего мира и его функционального назначения. Подвижная игра помогает в развитии социальных качеств личности и формированию ее общей культуры.
Подвижные игры способствуют усилению двигательной активности ребенка, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии.
Положительные стороны использования подвижных игр в физическом воспитании дошкольников
Положительное воздействие подвижной игры на физическое развитие дошкольника заключается в следующих аспектах игровой подвижной деятельности:
- Подвижная игра способствуют развитию адекватного пространственного восприятия и реагирования на условия существования и различные факторы окружающей среды.
- Игровая деятельности основывается на быстрой смене игровых движений. Это тренирует ловкость и координацию движений.
- Если движения игры носят спокойный и силовой характер, то это способствует развитию силы и выносливости дошкольников.
- Подвижные игры являются фундаментом двигательного развития ребенка. В игре легко можно освоить элементарные движения, которые впоследствии развиваются на специально организованных занятиях по физической культуре.
- Постоянно повторяющиеся движения, реализуемые в ходе подвижной игры, приводят к затратам энергетических ресурсов, что, в свою очередь, повышает выносливость организма.
- Изменение направлений движений тренирует навыки координации движений и способствует развитию гибкости дошкольника.
- Подвижные игры формируют у детей дух соперничества, что активизирует соревновательную направленность их деятельности и заинтересованность в достижении конкретного физического результата развития.
- Развитие навыков коллективного взаимодействия и оказания физической помощи другим участникам игры.
- Развитие навыков согласованных движений. Дети учатся быстро ходить, формируется плавность их движений, темп и ритм выполнения конкретного движения, отрабатывается ловкость выполнения определенных двигательных задач.
Принципы организации подвижных игр в ДОУ
Подвижные игры, ориентированные на физическое развитие дошкольников, организуются на основании следующих правил:
- Поэтапность организации подвижной игровой деятельности. работа начинается с выбора игры. Игры должны отвечать возрастным возможностям ребенка и его физическим способностям, соответствовать уровню его физической подготовки. Затем, дети собираются на игру, знакомясь с ее правилами. Педагог демонстрирует особенности выполнения различных движений. Далее осуществляется распределение ролей между игроками. Роли выбираются согласно физическому развитию детей, их интересам и потребностям. Затем осуществляется непосредственно игровая деятельность. Педагог руководит игрой и контролирует правильность выполнения движений детьми. Неправильные движения могут нанести вред здоровью ребенка, являются травмоопасными. В завершении подводятся итоги игры, делаются выводы об успехах учащихся, их физических достижениях.
- Дозированность нагрузки. Нельзя перенапрягать детей. это может отрицательно сказаться на их здоровье и развитии.
- Вариативность подвижных игр. Необходимо владеть широким арсеналом игр, ориентированных на достижение различных целей и задач образования и различные потребности детей.
- Применение инвентаря, отвечающего сюжету и назначению конкретной игры.
- Включение в игру обязательных перерывов, чтобы дети смогли восстановить свою энергию, отдохнуть и продолжить выполнять физические операции с новыми силами.
- Переход от простых игр к сложным. Физическое развитие должно начинаться с освоения элементарных движений, которые будут постепенно усложняться.