Взаимодействие школьного логопеда с семьей
Общее недоразвитие речи – это аномалия, предполагающая нарушение формирования всех компонентов системы речи: фонетики, лексики и грамматики.
Логопедия – это наука, изучающая нарушения речи, разрабатывающая методы предупреждения речевых нарушений, выявления их и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия занимается изучением причин, механизмов, симптомов и структуры речевых нарушений.
Семья выступает первоисточником и образцом формирования межличностных отношений детей, а мама и папа являются образцами для подражания. Одна из основных задач школьных учреждений образования – взаимодействовать с семьей, чтобы обеспечивать полноценное развитие детской личности.
Очевидно, что для осуществления полноценной логопедической работы в условиях школы необходимо плотно сотрудничать с родителями. Важно найти такую форму взаимодействия логопеда с семьей, когда возможно установление взаимопонимания и оказание взаимопомощи в решении сложных задач обучения, воспитания и коррекции.
Зачастую родители не уделяют необходимого объема внимания борьбе с определенным нарушением речи. Это может быть связано с разными причинами:
- родители не слышат речевых недостатков детей;
- родители не придают речевым недостаткам должного внимания и значения, считая, что с возрастом они должны исправиться сами собой;
- часто родители самопроизвольно отстраняются от работы, направленной на исправление дефектов речи у детей, в связи с тем, что не имеют необходимых педагогических знаний и умений;
- родители испытывают трудности из-за невозможности найти свободное время на занятия с ребенком дома.
Успех коррекционного обучения определен во многом четкой организацией преемственности работы логопеда с родителями. Они должны быть сотрудниками, коллегами и помощниками друг другу, которые решают общие цели и задачи.
Цель совместной работы логопеда и родителей: привлекать родителей к активному участию в педагогическом и коррекционно-логическом процессе, направленном на преодоление речевых недостатков у детей.
К задачам работы учителя-логопеда, направленной на взаимодействие с родителями относят:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательный умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития речи ребенка, пробуждение интереса и желания заниматься со своим ребенком;
- обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
- развитие и внедрение в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия в вопросах коррекционного сопровождения детей с ОВЗ.
К задачам родителей в коррекционной работе с детьми относят:
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по общему, речевому развитию детей и корректировать недостатки в этом развитии в соответствии с рекомендациями специалистов.
Этапы работы учителя-логопеда с родителями
Выделяют несколько этапов работы логопеда с родителями:
Подготовительный этап:
- логопед сообщает данные об уровне развития разных сторон речи, специфических недостатках речевого развития;
- логопед изучает родительскую компетенцию по вопросам развития речи на основании результатов анкетирования.
Основной этап:
- преемственность логопедической коррекции в школе и семье посредством вовлечения родителей в процесс коррекции;
- оказание помощи в процессе создания благоприятной среды для развития речи ребенка в семье, учитывая тип речевого нарушения.
Заключительный этап:
- анализ степени эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
- разработка рекомендаций, направленных на обеспечение устойчивости логопедической коррекции.
Также разработан ряд правил, соблюдение которых – необходимое условие эффективного взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекции нарушений речи:
- родители нуждаются в поддержке, помощи и полезном совете. Если логопед может все это предложить, то он сможет создать необходимые условия для эффективной работы с родителями;
- необходимо уметь терпеливо слушать, следует дать родителям возможность высказать все интересующие их проблемы и вопросы;
- то, о чем рассказали родители не должно превратиться в информацию для других родителей, пришедших на прием, для учащихся или педагогов;
- каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для дальнейших действий как родителей, так и самого ученика.
Полноценно реализовать большое количество потенциальных возможностей семьи в направлении воспитания и развития детей с тем или иным речевым нарушением, а также эффективность профилактики нарушений речи зависит непосредственно от тесного и согласованного взаимодействия членов семьи и учителя-логопеда образовательного учреждения. Если эффективно налажены доверительные отношения с родителями, выстроено активное взаимодействие родителей со специалистом образовательного учреждения, то родители будут чувствовать себя более уверенно, что безусловно будет оказывать положительное воздействие на развитие речи ребенка и обеспечит дальнейший полноценный процесс гармоничного развития целостной детской личности.
В семье должны быть созданы условия, в которых ребенок будет чувствовать радость от общения со взрослыми, получать от них не только новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учился правильному построению предложений, четкому произнесению звуков и пр. При расширении круга представлений ребенка об окружающих его предметах и явлениях, беседуя с ними на разные бытовые темы, которые будут близки и доступны для ребенка, родители не просто расширяют его кругозор, но и помогают ему овладеть правильной техникой речи.