Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Включение семьи в логопедическую работу с детьми школьного возраста

Взаимодействие школьного логопеда с семьей

Определение 1

Общее недоразвитие речи – это аномалия, предполагающая нарушение формирования всех компонентов системы речи: фонетики, лексики и грамматики.

Определение 2

Логопедия – это наука, изучающая нарушения речи, разрабатывающая методы предупреждения речевых нарушений, выявления их и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия занимается изучением причин, механизмов, симптомов и структуры речевых нарушений.

Семья выступает первоисточником и образцом формирования межличностных отношений детей, а мама и папа являются образцами для подражания. Одна из основных задач школьных учреждений образования – взаимодействовать с семьей, чтобы обеспечивать полноценное развитие детской личности.

Очевидно, что для осуществления полноценной логопедической работы в условиях школы необходимо плотно сотрудничать с родителями. Важно найти такую форму взаимодействия логопеда с семьей, когда возможно установление взаимопонимания и оказание взаимопомощи в решении сложных задач обучения, воспитания и коррекции.

Зачастую родители не уделяют необходимого объема внимания борьбе с определенным нарушением речи. Это может быть связано с разными причинами:

  • родители не слышат речевых недостатков детей;
  • родители не придают речевым недостаткам должного внимания и значения, считая, что с возрастом они должны исправиться сами собой;
  • часто родители самопроизвольно отстраняются от работы, направленной на исправление дефектов речи у детей, в связи с тем, что не имеют необходимых педагогических знаний и умений;
  • родители испытывают трудности из-за невозможности найти свободное время на занятия с ребенком дома.

Успех коррекционного обучения определен во многом четкой организацией преемственности работы логопеда с родителями. Они должны быть сотрудниками, коллегами и помощниками друг другу, которые решают общие цели и задачи.

«Включение семьи в логопедическую работу с детьми школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цель совместной работы логопеда и родителей: привлекать родителей к активному участию в педагогическом и коррекционно-логическом процессе, направленном на преодоление речевых недостатков у детей.

К задачам работы учителя-логопеда, направленной на взаимодействие с родителями относят:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательный умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития речи ребенка, пробуждение интереса и желания заниматься со своим ребенком;
  • обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
  • развитие и внедрение в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия в вопросах коррекционного сопровождения детей с ОВЗ.

К задачам родителей в коррекционной работе с детьми относят:

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • проводить целенаправленную и систематическую работу по общему, речевому развитию детей и корректировать недостатки в этом развитии в соответствии с рекомендациями специалистов.

Этапы работы учителя-логопеда с родителями

Выделяют несколько этапов работы логопеда с родителями:

  1. Подготовительный этап:

    • логопед сообщает данные об уровне развития разных сторон речи, специфических недостатках речевого развития;
    • логопед изучает родительскую компетенцию по вопросам развития речи на основании результатов анкетирования.
  2. Основной этап:

    • преемственность логопедической коррекции в школе и семье посредством вовлечения родителей в процесс коррекции;
    • оказание помощи в процессе создания благоприятной среды для развития речи ребенка в семье, учитывая тип речевого нарушения.
  3. Заключительный этап:

    • анализ степени эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;
    • разработка рекомендаций, направленных на обеспечение устойчивости логопедической коррекции.

Также разработан ряд правил, соблюдение которых – необходимое условие эффективного взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекции нарушений речи:

  • родители нуждаются в поддержке, помощи и полезном совете. Если логопед может все это предложить, то он сможет создать необходимые условия для эффективной работы с родителями;
  • необходимо уметь терпеливо слушать, следует дать родителям возможность высказать все интересующие их проблемы и вопросы;
  • то, о чем рассказали родители не должно превратиться в информацию для других родителей, пришедших на прием, для учащихся или педагогов;
  • каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для дальнейших действий как родителей, так и самого ученика.

Полноценно реализовать большое количество потенциальных возможностей семьи в направлении воспитания и развития детей с тем или иным речевым нарушением, а также эффективность профилактики нарушений речи зависит непосредственно от тесного и согласованного взаимодействия членов семьи и учителя-логопеда образовательного учреждения. Если эффективно налажены доверительные отношения с родителями, выстроено активное взаимодействие родителей со специалистом образовательного учреждения, то родители будут чувствовать себя более уверенно, что безусловно будет оказывать положительное воздействие на развитие речи ребенка и обеспечит дальнейший полноценный процесс гармоничного развития целостной детской личности.

В семье должны быть созданы условия, в которых ребенок будет чувствовать радость от общения со взрослыми, получать от них не только новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учился правильному построению предложений, четкому произнесению звуков и пр. При расширении круга представлений ребенка об окружающих его предметах и явлениях, беседуя с ними на разные бытовые темы, которые будут близки и доступны для ребенка, родители не просто расширяют его кругозор, но и помогают ему овладеть правильной техникой речи.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot