Вклад Е. И. Тихеевой в создание программы речевого развития дошкольников
Идеи Ушинского стали основой методики речевого развития детей, научный базис которой был разработан Елизаветой Ивановной Тихеевой. Базируясь на принципах дидактики, она первой составила программу обучения детей родному языку в детских садах.
Данная программа речевого развития состоит из следующих основных положений:
- развитие речи ребенка должно осуществляться в единстве с другими типами деятельности;
- развитие речи ребенка тесно взаимосвязано с умственным и психическим развитием;
- развитие речи ребенка протекает при духовном и словесном общении с ровесниками и взрослыми;
- большую роль в развитии речи детей отводят речевому окружению.
Тихеева Е.И. подчеркивала, что основой всей системы воспитания детей дошкольного возраста должно стать систематическое обучение языку и методическое развитие речи. Тихеева считала, что в детских садах должны создаваться специальные педагогические и дидактические условия.
Также Тихеевой был внесен большой вклад в процесс обучения родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, она участвовала в процессе разработки первой программы обучения и воспитания в ДОУ, и включила в нее:
- занятия по развитию речи с книгой и картинками,
- занятия по письму и чтению,
- определение условий развития речи детей-дошкольников;
- исследования возрастных особенностей речевого развития детей разных возрастных групп.
Условия развития речи детей раннего возраста
Тихеева связывала речевое развитие детей с сенсорным и умственным развитием. Ощущение и восприятие она считала первой ступенькой в процессе познания окружающей действительности, на которой базируется развивающаяся детская речь. В связи с чем, работа по речевому развитию не может быть оторвана от развития органов чувств. Анализируя особенности развития речи детей первых трех лет жизни, Тихеевой был определен ряд основных условий речевого развития детей:
- наличие индивидуального контакта младенцев и значимых взрослых;
- постепенное расширение социального речевого окружения;
- развитие слуха и речевого аппарата, то есть эмоциональная поддержка речевых реакций, игры, развивающие слуховое восприятие;
- стимулирование активной речи детей посредством сопровождения речью каждого действия;
- создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей;
- планомерное руководство развитием детской наблюдательности, расширение кругозора воспитанников;
- грамотная и правильная речь воспитателя;
- использование игры в качестве основного средства стимулирования речи;
- поддержание у детей интереса к происходящему вокруг, чувства не нарушаемой радости;
- помнить, что ребенок в будущем – большой человек, поэтому нужно помогать развитию его задатков.
Чтобы развивать общение детей между собой, Тихеева предлагала объединять возрастные группы на период проведения игр и праздников.
Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей
Тихеева Е.И. тесно переплетала умственное развитие детей с сенсорным и речевым. К основным методам, помогающим такому развитию, она относила наблюдения и экскурсии. Их цель – систематическое формирование у детей сознательных представлений об окружающей действительности, на основании чего формируется слово-понятие.
Базируясь на принципах наглядности в обучении родному языку, Тихеевой была предложена серия игровых занятий с дидактическими куклами. Она считала, что в такого рода играх, может отражаться ряд трудовых процессов, способствующих тому, что у ребенка накапливается опыт и развивается речь. Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками, которые предложила Тихеева, были направлены на анализ окружающей действительности и закрепление в словах представлений о нем. Она разработала следующие методы проведения игр:
- номенклатура, включающая название предметов, их качества, действия с ними, их числовые и пространственные отношения;
- описание предметов;
- сравнение предметов;
- составление и разгадывание загадок о предметах;
- нахождение игрушек по тексту стихотворения;
- составление фраз об игрушках;
- составление рассказов по игрушкам и наборам игрушек.
Тихеева рекомендует переходить от игр с игрушками к рассматриванию картин, развивающих способность наблюдать, мыслить, воображать, рассуждать и развивать речь.
Своеобразие занятий по «живому слову»
Своеобразие характерно для занятий Е.И. Тихеевой по «живому слову», на них она использовала ряд методов: разговоры с детьми, беседу, поручения и задания, рассказы, чтение, составление писем, заучивание стихотворений.
Обобщая разговоры и беседы в качестве проявления процесса общения, Тихеева отмечала своеобразие и важность каждого из них. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой. Например, нельзя уклоняться от темы, перебывать детей, требовать дать полный ответ, злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оцениванию высказываний и пр.
Чтобы более эффективно развивать связную речь детей, необходимо читать и рассказывать им литературные тексты, а также специализированные дидактические рассказы, которые составляет сам воспитатель. Тихеева подчеркивала, что основной задачей рассказа является радость детей, а значит развитие их ума, чувств и речи. Она придавала огромное значение выразительности рассказов, выбору произведение для пересказа, устному народному творчеству.
Интерес представляет метод письма, способствующий развитию у ребенка навыка составлять предложения и текст в ситуации письменной речи. Тихеева отводила огромную роль в речевом развитии ребенка ознакомлению с художественной литературой. Она предлагала отобрать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы, давала рекомендации, как обучать детей пересказу художественного текста, заучивать стихотворений наизусть.
Рекомендации Е.А. Тихеевой, направленные на организацию работы по речевому развитию дошкольников, не потеряли своей актуальности и сегодня. Ряд приемов и методов речевого развития, например, дидактические игры с куклами, занятия по живому слову, упражнения, развивающие словарь, используются в процессе работы с детьми в ДОУ и в настоящее время.