Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды учебной деятельности учащегося

Сущность учебной деятельности учащихся

Определение 1

Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, целью которой выступает человек, который владеет необходимым объемом опыта предыдущих поколений, представленным в учебных программах совокупностью знаний и умения их использовать.

Учебная деятельность может осуществляться исключительно через соответствующее выполнение деятельности учителем и учеником.

В соответствии с уровнем достижения цели, учебную деятельность принято делить на два звена: учение и обучение.

Завершение учебной деятельности определяют данные дидактической диагностирующей деятельности.

В психологической науке учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самых разнообразных видах деятельности – игровой, трудовой, общественной и пр. Учебная деятельность:

  • обладает своим особым содержанием и строением;
  • в младшем школьном возрасте выступает как ведущая деятельность, которой и детерминируется процесс возникновения основных психологических новообразований данного возрастного этапа, а также определяет общее психическое развитие младшего школьника, формирование их целостной личности.

Понятие о формах и видах учебной деятельности учеников

Формы учебной деятельности – это способы организации деятельности учеников, которые отличают характеристики и взаимосвязи ребенка и окружающих людей.

Структура любой рабочей программы включает раздел «Тематическое планирование», которые требует отразить основные виды учебной деятельности учеников.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:

  • наблюдение за внешними признаками, свойствами объекта познания, информация о которых может быть получена без вмешательства;
  • эксперимент рассматривает существенные, ведущие свойства и закономерности природных объектов, которые получают путем непосредственного вмешательства, воздействия на них;
  • работа с книгой предполагает изучение систематизированной информации, изложенной в учебной, научной и научно-популярной литературе;
  • систематизация знаний – структура существенных связей и отношений отдельных элементов системы научных знаний;
  • решение познавательных задач и проблем – изучение комплексной разнообразной информации познавательного характера;
  • построение графиков отражает ряд закономерных связей явлений, то есть свойств, процессов и характеристик.
«Виды учебной деятельности учащегося» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Во время изучения материала по физике, химии, биологии и остальным школьным предметам, а также во внеурочное время, в момент выполнения домашней работы, можно рекомендовать следующие типы учебно-познавательной деятельности учеников:

виды деятельности со словесной или знаковой основой:

  • прослушивание объяснений педагога;
  • прослушивание и анализ выступлений своих одноклассников;
  • самостоятельная работа с учебной литературой;
  • работа с научно-популярной литературой;
  • отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;
  • подготовка докладов и рефератов;
  • вывод и доказательство формул;
  • анализ формул;
  • программирование;
  • процесс решения текстовых количественных и качественных задач;
  • выполнение заданий по разграничению понятий;
  • систематизация учебных материалов;
  • редактирование программ.

Виды деятельности, основанные на восприятии элементов действительности:

  • наблюдение за проводимыми учителем демонстрациями;
  • просмотр различных учебных фильмов;
  • анализ предлагаемых таблиц, графиков и схем;
  • объяснение наблюдаемого явления;
  • процесс изучения устройства того или иного прибора в соответствии с предлагаемой моделью или чертежом;
  • анализ проблемной ситуации, предлагаемой учителем.

Виды деятельности с практической, то есть опытной основой:

  • работы по кинематическим схемам;
  • решение разнообразных экспериментальных задач;
  • работа с раздаточными материалами;
  • сбор и классификация коллекционных материалов;
  • сбор электрических цепей;
  • измерение разных величин;
  • постановка демонстрационных опытов по разным темам;
  • организация фронтальных опытов;
  • выполнение разнообразных фронтальных лабораторных работ;
  • выполнение работ по плану практикума;
  • сборка приборов из предлагаемых готовых конструкций и деталей;
  • изучение, попытки выявления и устранения неисправностей приборов;
  • выполнение заданий, направленных на усовершенствование приборов;
  • разработка новых вариантов опыта;
  • построение гипотез на основании анализа имеющегося объема данных;
  • разработка и проверка методики экспериментальных работ;
  • проведение исследовательских экспериментов;
  • моделирование и конструирование.

Выше приведен перечень только тех разновидностей учебной деятельности учащихся различных образовательных учреждений, которые можно встретить в образовательной практике нашей страны, и которые рекомендованы методистами. Данный список не исчерпывает всего многообразия разновидностей учебно-познавательной деятельности учеников. Задачей учителя или преподавателя является поиск, нахождение и разработка новые, все более эффективных видов деятельности учеников на учебных занятиях.

Необходимо отметить, что разделение всех приведенных выше видов учебно-познавательной деятельности на три основных группы – достаточно условное. Основа этого разделения представлена признаком – источником получения знаний, формирования умений и навыков.

В первой группе такой основной источник – слово, или знак, во второй группе – образ и зрительное ощущение, в третьей группе – практические действия.

Можно условно определить виды деятельности, относящиеся к первой группе, в качестве работы с текстом, вторая группа представлена наблюдением за разными объектами, третья группы основана на выполнении разного рода практических работ.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot