Сущность учебной деятельности учащихся
Учебная деятельность – это тип практической педагогической деятельности, целью которой выступает человек, который владеет необходимым объемом опыта предыдущих поколений, представленным в учебных программах совокупностью знаний и умения их использовать.
Учебная деятельность может осуществляться исключительно через соответствующее выполнение деятельности учителем и учеником.
В соответствии с уровнем достижения цели, учебную деятельность принято делить на два звена: учение и обучение.
Завершение учебной деятельности определяют данные дидактической диагностирующей деятельности.
В психологической науке учебная деятельность не отождествляется с учением. Дети могут учиться в самых разнообразных видах деятельности – игровой, трудовой, общественной и пр. Учебная деятельность:
- обладает своим особым содержанием и строением;
- в младшем школьном возрасте выступает как ведущая деятельность, которой и детерминируется процесс возникновения основных психологических новообразований данного возрастного этапа, а также определяет общее психическое развитие младшего школьника, формирование их целостной личности.
Понятие о формах и видах учебной деятельности учеников
Формы учебной деятельности – это способы организации деятельности учеников, которые отличают характеристики и взаимосвязи ребенка и окружающих людей.
Структура любой рабочей программы включает раздел «Тематическое планирование», которые требует отразить основные виды учебной деятельности учеников.
Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы:
- наблюдение за внешними признаками, свойствами объекта познания, информация о которых может быть получена без вмешательства;
- эксперимент рассматривает существенные, ведущие свойства и закономерности природных объектов, которые получают путем непосредственного вмешательства, воздействия на них;
- работа с книгой предполагает изучение систематизированной информации, изложенной в учебной, научной и научно-популярной литературе;
- систематизация знаний – структура существенных связей и отношений отдельных элементов системы научных знаний;
- решение познавательных задач и проблем – изучение комплексной разнообразной информации познавательного характера;
- построение графиков отражает ряд закономерных связей явлений, то есть свойств, процессов и характеристик.
Во время изучения материала по физике, химии, биологии и остальным школьным предметам, а также во внеурочное время, в момент выполнения домашней работы, можно рекомендовать следующие типы учебно-познавательной деятельности учеников:
виды деятельности со словесной или знаковой основой:
- прослушивание объяснений педагога;
- прослушивание и анализ выступлений своих одноклассников;
- самостоятельная работа с учебной литературой;
- работа с научно-популярной литературой;
- отбор и сравнение материалов по нескольким источникам;
- подготовка докладов и рефератов;
- вывод и доказательство формул;
- анализ формул;
- программирование;
- процесс решения текстовых количественных и качественных задач;
- выполнение заданий по разграничению понятий;
- систематизация учебных материалов;
- редактирование программ.
Виды деятельности, основанные на восприятии элементов действительности:
- наблюдение за проводимыми учителем демонстрациями;
- просмотр различных учебных фильмов;
- анализ предлагаемых таблиц, графиков и схем;
- объяснение наблюдаемого явления;
- процесс изучения устройства того или иного прибора в соответствии с предлагаемой моделью или чертежом;
- анализ проблемной ситуации, предлагаемой учителем.
Виды деятельности с практической, то есть опытной основой:
- работы по кинематическим схемам;
- решение разнообразных экспериментальных задач;
- работа с раздаточными материалами;
- сбор и классификация коллекционных материалов;
- сбор электрических цепей;
- измерение разных величин;
- постановка демонстрационных опытов по разным темам;
- организация фронтальных опытов;
- выполнение разнообразных фронтальных лабораторных работ;
- выполнение работ по плану практикума;
- сборка приборов из предлагаемых готовых конструкций и деталей;
- изучение, попытки выявления и устранения неисправностей приборов;
- выполнение заданий, направленных на усовершенствование приборов;
- разработка новых вариантов опыта;
- построение гипотез на основании анализа имеющегося объема данных;
- разработка и проверка методики экспериментальных работ;
- проведение исследовательских экспериментов;
- моделирование и конструирование.
Выше приведен перечень только тех разновидностей учебной деятельности учащихся различных образовательных учреждений, которые можно встретить в образовательной практике нашей страны, и которые рекомендованы методистами. Данный список не исчерпывает всего многообразия разновидностей учебно-познавательной деятельности учеников. Задачей учителя или преподавателя является поиск, нахождение и разработка новые, все более эффективных видов деятельности учеников на учебных занятиях.
Необходимо отметить, что разделение всех приведенных выше видов учебно-познавательной деятельности на три основных группы – достаточно условное. Основа этого разделения представлена признаком – источником получения знаний, формирования умений и навыков.
В первой группе такой основной источник – слово, или знак, во второй группе – образ и зрительное ощущение, в третьей группе – практические действия.
Можно условно определить виды деятельности, относящиеся к первой группе, в качестве работы с текстом, вторая группа представлена наблюдением за разными объектами, третья группы основана на выполнении разного рода практических работ.