Словарный диктант – это один из популярных видов текущего контроля учащихся, состоящий из отдельных слов или словосочетаний, которые могут быть как сгруппированы тематически, так и не сгруппированы по определенной теме.
Значение словарного диктанта в обучении
Роль словарного диктанта в обучении очень велика. Это связано с тем, что в настоящее время одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Значимость данных задач обусловлена:
- Орфографическая грамотность является основой общей языковой культуры каждого человека, благодаря ей обеспечивается точное выражение собственных мыслей и идей в письменном виде.
- По своей структуре письменная форма языка значительно сложнее устной.
Основным и специально разработанным для совершенствования орфографической грамотности способом являются диктанты.
Диктант – это одно из наиболее часто используемых и эффективных упражнений, суть которого состоит в том, что учащийся письменно воспроизводит воспринятый на слух или зрительно текст (слова, словосочетания), читаемый педагогом.
Главной целью диктанта является формирование у учащихся пунктуационной и орфографической зоркости.
Навык видеть и воспринимать орфограммы на слух или зрительно, развивается у учащихся в результате длительных тренировок. Основным приемом данных тренировок и является словарный диктант. Педагог на свое усмотрение может подбирать разные виды диктантов, в зависимости от поставленной цели урока и изучаемой темы.
Планомерное и систематическое проведение разных видов словарного диктанта оказывает положительное влияние на перерастание у учащихся знаний и умений в области пунктуации и орфографии в долговременные и прочные навыки, способные обеспечить грамотную письменную речь.
По содержанию словарный диктант может состоять из словосочетаний или отдельных слов, которые могут относиться к конкретной теме, которую учащиеся недавно изучали, и быть направлены на закрепление определенных правил. Одной из особенностей словарного диктанта является то, что в процессе работы над написанием слов или словосочетаний внимание учащихся концентрируется на конкретной орфограмме. Используемый в словарном диктанте языковой материал в дальнейшем может быть использован для составления предложений или небольших связных текстов.
Время проведения словарного диктанта рекомендовано ограничить 5-10 минутами.
Характеристика основных видов словарного диктанта
В настоящее время в педагогической практике различают следующие виды диктантов:
- Предупредительный словарный диктант – подразумевает следующую структуру: педагог читает слово (словосочетание), учащийся или учащиеся повторяют его вслух, называют орфограмму, вызванный ученик вслух выстраивает собственное рассуждение, затем ученик записывают текст и подчеркивают в нем указанную орфограмму.
- Объяснительный словарный диктант – предполагает следующий алгоритм работы: педагог записывает на доске слов (словосочетание), прочитывает его, указывает орфограмму, повторяет правило ее написания, после этого ученики записывают текст и подчеркивают орфограммы. Правило написания орфограммы необходимо не только для того чтобы доказать правильность написания орфограммы, но и для того, чтобы еще раз повторить его учащимся.
- Комментируемый словарный диктант – имеет следующий порядок работы: педагог читает диктуемое слов (словосочетание) дважды, учащиеся записывают услышанное, при этом одновременно производя про себя соответствующий разбор-рассуждение слова (словосочетания), после один из учеников осуществляет разбор вслух.
- Распределительный словарный диктант – подразумевает следующий алгоритм работы: педагог дает учащимся задание, размещать диктуемые слова в два столбика, каждый столбик формируется в зависимости от орфограммы. После уточнения задания, педагог диктует слова, а учащиеся самостоятельно их разделяют по столбикам. (Например: деление слов в зависимости от орфограммы в корне слова –лаг- и –лож-).
- Выборочный словарный диктант – диктант, который предполагает следующий порядок работы: педагог читает текст, учащиеся слушают, после педагог повторно, но уже медленно читает текст, а ученики записывают только те слова (или словосочетания), которые содержат заданные орфограммы.
- Творческий словарный диктант – это диктант, во время которого, перед учащимися педагогом ставится задача изменить прочитанное им словосочетание и записать его с содержанием нужной орфограммы, например, записать словосочетание, используя приставки при- и пре. Так, словосочетание «птицы ненадолго умолкли», записать как «птицы приумолкли».
- Графический словарный диктант – предполагает такой алгоритм работы: педагог зачитывает текст, учащиеся его внимательно прослушивают, затем педагог читает текст повторно, но по предложениям. Задача учащихся записать предложения в виде схем, с расставленными знаками препинания.
- Цифровой словарный диктант – педагог предварительно устанавливает предварительно, какой цифрой следует обозначить конкретную орфограмму или языковое явления; во время чтения задача учащихся внимательно слушать текст и расставлять в тетрадях цифры в соответствии с услышанным.
- Грамматический словарный диктант – предполагает такой порядок работы, во время которого педагог предлагает учащимся самостоятельно записать предложение на основании зачитанных им признаков и требований.
- Самодиктант (зрительный диктант) – предварительно текст записывается педагогом на доске, ученики его читают, отмечают и разбирают орфограммы, после этого текст закрывают, и ученики воспроизводят его по памяти в тетрадях, подчеркивая орфограммы.
- Тематический словарный диктант – педагог читает слова или словосочетания, задача учащихся записать только те, которые содержат заданную орфограмму.
- Словарный диктант с ограничениями (табу) – учитель записывает слова на доске, учащиеся должны записать все слова, кроме слов «табу». Предварительно учитель поясняет ученикам, какие слова относятся к табу, к какому правилу или какую орфограмму они содержат.
- Свободный словарный диктант – педагог предварительно зачитывает весь текст, учащиеся внимательно слушают, второе прочтение осуществляется по отдельным предложениям или абзацам. Свобода в диктанте выражается в том, что ученик может заменить на синоним, то слово, в написании которого он сомневается. Это слово следует подчеркнуть.
- Словарный диктант с продолжением – педагог диктует учащимся слова, они записывают их, отмечают орфограммы. После завершения диктанта, учащиеся приступают к выполнению задания, например, придумать и записать рядом с каждым словом еще 2-3 слова с аналогичной орфограммой.
- Сигнальный словарный диктант – перед началом выполнения работы учитель предварительно раздает учащимся карточки разных цветов и указывает, какая карточка обозначает ту или иную орфограмму и языковое явление. В процессе прослушивания текста диктанта (слов или словосочетаний), учащиеся поднимают соответствующую сигнальную карточку.
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.