Рассказ – это самостоятельно составленное и развернутое описание определенного события или факта.
Роль рассказов из личного опыта
Большое значение в обучении детей дошкольного возраста отводится развитию связной речи. Одним из наиболее эффективных способов ее развития является рассказывание ребенком событий, участником или свидетелем которых он был. Данный вид рассказывания основан на личном опыте ребенка, темы черпаются им из повседневной жизни, прогулок, игр, экскурсий и т.д. Такие рассказы доступны и очень интересны детям, они оказывают положительное влияние на обогащение речевой деятельности и доставляют радость от общения с воспитателем и сверстниками.
Основные задачи, стоящие перед воспитателем, организующим рассказывание из опыта:
- Следить за тем, чтобы дети излагали свои мысли понятно, последовательно, речь была достаточно громкой, выразительной, неторопливой.
- Учить использовать в собственной речи словосочетания, слова и элементы образной речи.
- Наблюдать за соблюдением орфоэпической и грамматической сторонами изложения.
Организация рассказывания из опыта возможна не только во время учебных занятий, но во время индивидуального общения с воспитанником, в повседневной жизни и некоторых режимных моментах ДОУ.
Специально организованные занятия по рассказыванию из опыта проводятся в старшей и подготовительной группах.
Значимость рассказов из опыта заключается в том, что дети учатся:
- самостоятельно рассказывать о тех событиях и фактах, в которых они принимали непосредственное участие или были их свидетелями;
- связно и точно передавать цепочку событий, собственные чувства и мысли;
- правильно и с достаточной полнотой рассказывать воспринятое, логично завершать свой рассказ;
- указывать точное место и время события;
- использовать правильные названия качеств, действий, предметов и явлений;
- совершенствовать свою монологическую речь.
Структура рассказывания из опыта предполагает первоначальное проведение беседы воспитателя с детьми. Проведение беседы необходимо для того, чтобы активизировать детскую память, освежить произошедшие события. Кроме того, в процессе беседы дети совместно с воспитателем формулируют тему рассказа из своего опыта. Первым выступает воспитатель. Во время своего рассказа он представляет детям алгоритм изложения рассказа. После повествования воспитателя дети стараются вспомнить аналогичные случаи из собственного опыта. Дети заслушивают рассказы друг друга.
Примерная структура организации рассказывания из опыта:
- Воспитатель беседует с детьми об игрушках, постепенно подводя тему беседы к тому, у кого какая игрушка является любимой.
- Формулировка темы: «Моя любимая игрушка».
- Воспитатель рассказывает детям о том, как ему в детстве купили игрушку, которая в дальнейшем стала его любимой, как она выглядела и во что с ней можно было играть.
- Дети рассказывают о своих игрушках, по тому же алгоритму, что был представлен в рассказе воспитателя.
- Анализ каждого рассказа.
- Подготовка к теме следующего рассказа. Воспитатель совместно с детьми намечают, о чем можно будет еще поговорить, вспоминают факты и события из личного опыта.
- Воспитатель дает задание подготовиться к составлению рассказа из личного опыта по одной из обговоренных тем.
Тематика и виды рассказов из опыта
Тематика рассказов из опыта определяется воспитателем самостоятельно, исходя из того чем интересуются воспитанники, какие события произошли недавно в детском саду или дома.
Примерные темы для рассказов из опыта:
- Средняя группа: как провели новогодний праздник; о семье, доме или домашнем питомце; осенняя уборка на огороде или в саду; чем занимались с мамой на кухне; как помогали бабушке ухаживать за цветами и т.д.
- Старшая группа и подготовительная к школе группа – как провели праздник дома (в детском саду); что интересного увидели во время экскурсии (в библиотеку, школу, кинотеатр и т.д.); где и как отдыхали летом; лучшая подруга (друг); как помогаем маме по дому и т.д.
Виды рассказов из опыта:
- Рассказы, которые отражают коллективный опыт детей – это рассказы, в которых дети сообщают о тех событиях, где они принимали участие всем коллективом (экскурсии, походы, праздники, встречи и т.д.). Организация и проведение такого вида рассказывания для воспитателя легче, так как он сам был участником этих событий, соответственно он имеет больше возможностей помочь детям в процессе повествования.
- Рассказы, которые отражают индивидуальный опыт каждого воспитанника (например, как прошли выходные, рассказ о семье и доме и т.д.). Организация такого вида рассказывания сложнее, так как никто не наблюдал за ребенком в тех событиях, о которых он будет рассказывать. Соответственно воспитателю сложнее будет оказать ему помощь.
В зависимости от формы, различают следующие виды рассказов из опыта:
Описание – это последовательное изложение определенных характеристик, присущих конкретному предмету или явлению.
Описание носит деловой характер, так как оно содержит точное описание обстоятельств события. Для привлечения внимания детей в описание добавляют элементы образности.
Описание имеет определенную структуру, которая присуща только ему: воспитатель называет предмет и дает его краткое описание; представляются особенные характеристики предмета, их назначение и взаимосвязь; в заключении воспитатель говорит о значимости предмета в жизни людей.
Описательные рассказы имеют разновидности:
- сравнительный описательный рассказ – рассказывают о двух предметах или явлениях, при этом сравнивая их характерные черты, находя схожести и различия;
- объяснительный описательный рассказ – рассказ о конкретном предмете или явлении, с точным описанием его особенностей, характеристик и предназначения.
В детском саду воспитанников учат составлять как сравнительные, так и объяснительные рассказы. Одной из задач воспитателя является научить детей, вне зависимости от вида описательного рассказа, последовательно рассказывать о предмете, выделять его особенные признаки, сравнивать с другими, указывать на различия и т.д. Во время объяснительного рассказа детей учат рассуждать, доказывать, объяснять и т.д.
Повествовательный (сюжетный) рассказ представляет собой передачу конкретных событий, которые произошли в определенное время и в определенной последовательности с каким-нибудь из героев.
Структура сюжетного рассказа является типичной:
- экспозиция – рассказчик знакомит слушателей с героем или героями, коротко описывает его внешний вид, особенности характера и поведения;
- завязка – рассказывание о первом событии, по возможности с уточнением, где происходило событие, кто принимал в нем участие;
- развитие событий – рассказчик повествует о ходе событий, с соблюдением их последовательности во времени и причинно-следственной связи;
- завязка – чем окончились события, какие выводы были сделаны героями.
Необходимо отметить, что данный алгоритм не сразу становится доступным для детей, поэтому задача воспитателя, начиная со средней группы стремиться к тому, чтобы все дети усвоили сюжетное рассказывание по схеме.
При сюжетном рассказывании героем рассказа может быть и сам ребенок. Изложение возможно не только о тех событиях, которые были в жизни ребенка, но и о тех, которые только ему предстоит пережить (например: «Как я пойду в первый класс»).
Использование в работе с детьми рассказов из опыта подразумевает не только одного определенного вида, а их разнообразное сочетание. Это будет способствовать развитию у детей речи, мышлении, воображения, памяти и поможет научиться выступать на публике.