Виды нарушений зрения у детей
Нарушение зрения – это неспособность глаза приспосабливаться к инстинктивному физиологическому акту видения.
Нарушения зрения у детей могут быть функциональными и органическими.
Функциональным нарушениям характерны преходящие изменения, поддающиеся коррекции или проходящие самостоятельно, например, косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и пр.
Органические поражения основаны на морфологических изменениях структуры глаза и других отделов зрительного анализатора.
Зачастую при органических нарушениях зрения имеют место сопутствующие поражения нервной системы или различные врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и пр.
- Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной. Механизм нарушения предполагает удлинение глазного яблока. Если близорукий ребенок посещает дошкольное учреждение, необходимо следить за условиями, в которых проходят занятия, так помещение должно быть хорошо освещенным.
- Дальнозоркость характеризуется нарушением анатомического строения глаза. Обнаруживается данная патология по нескольким признакам: ребенок во время чтения отодвигает книгу далеко от себя. При зрительной нагрузке отмечается боль, покраснение глаз, развитие быстрой усталости.
- Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то у родных отмечалась такая патология, но чаще всего это свидетельствует о наличии других заболеваний. Косоглазие характеризуется отклонением глазного яблока от центральной оси.
- Астигматизм – это врожденное заболевание, которое обусловлено неправильной формой, то есть кривизной роговицы глаза. При таком нарушении дети тяжело различают предметы, которые находятся и близко и далеко от них, также им характерна быстрая утомляемость, глаза болят во время чтения или нахождения за компьютером. Дети с нарушением зрения такого типа должны посещать детский сад компенсирующего типа.
- Амблиопия, или «ленивый глаз» - данному заболеванию характерно различие образов, которые получает ребенок с правого и левого глаза, что не дает возможности соединить элементы воедино и получить целостную картину. Постепенно ребенок начинает смотреть только одним глазом, что влечет за собой потерю функций второго глаза. Сопутствующие симптомы этого заболевания – головная боль, дискомфорт в глазах, быстрая утомляемость. Исправление данного нарушения необходимо начинать в раннем возрасте.
Причины нарушений зрения
К зрительным нарушениям могут привести приобретенные или врожденные причины.
К врожденным причинам относят:
- нарушения зрения из-за перенесенных матерью инфекционных заболеваний, например, гриппа;
- нарушение обмена веществ во время беременности матери;
- генетическая предрасположенность;
- врожденная опухоль головного мозга доброкачественного характера.
Приобретенными причинами являются:
- разного рода травмы – ушибы головой в раннем детском возрасте или травмы, которые ребенок мог получить во время родов;
- кровоизлияния – внутриглазные и внутричерепные;
- повышенное глазное давление;
- последствия перенесенного инфекционного заболевания;
- преждевременные роды – может развиваться так называемая ретинопатия недоношенных.
Даже если принимать во внимание все сложности протекания адаптации детей с нарушением зрения, врачи однозначно рекомендуют посещение детского сада и школы, что поможет детям в будущем, особенно в ситуации, когда процесс снижения зрения не может быть устранен.
Классификация детей с нарушением зрения
Степень нарушения зрительной функции определяют в соответствии с уровнем снижения остроты зрения, то есть способности глаза видеть две светящиеся точки на минимальном расстоянии между ними. Нормальная острота зрения составляет 1,0, что свидетельствует о способности человека различать буквы и знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пять метров. Разница в способности различать знаки последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.
На основании этого выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:
- слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, или с остаточным зрением, то есть максимальная острота зрения составляет 0,04 на лучше видящем глазу, если применять обычные средства коррекции – очки или линзы, либо при сохранении способности к самоощущению;
- абсолютно, тотально, слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения;
- частично слепые – дети, которые имеют светоощущение, форменное зрение с остротой зрения 0,005 – 0,04;
- слабовидящие – предполагают остроту зрения детей 0,05-0,2. Главным их отличием от слепых является то, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор выступает как основной источник восприятия информации об окружающем мире и может быть использован как ведущий в учебном процессе, в том числе чтении и письме.
На основании того, когда появился дефект обычно выделяют две категории детей:
- слепорожденные – дети, которые родились с тотальной слепотой или ослепли не достигнув возраста трех лет. У них отсутствуют зрительные представления, и весь процесс психического развития протекает в условиях полного выпадения зрительной системы;
- ослепшие – дети, которые утратили зрение в дошкольном возрасте и позже.
Вне зависимости от типа зрительного нарушения и его тяжести, детей необходимо обучать, при возможности компенсировать дефект для устранения проблем усвоения знаний и восприятия особенностей окружающего мира. При тотальной слепоте или некорректируемом остаточном зрении окружающие люди должны помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, освоить шрифт Брайля и пр.