Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды и специфика зрительных нарушений у детей

Виды нарушений зрения у детей

Определение 1

Нарушение зрения – это неспособность глаза приспосабливаться к инстинктивному физиологическому акту видения.

Нарушения зрения у детей могут быть функциональными и органическими.

Функциональным нарушениям характерны преходящие изменения, поддающиеся коррекции или проходящие самостоятельно, например, косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и пр.

Органические поражения основаны на морфологических изменениях структуры глаза и других отделов зрительного анализатора.

Зачастую при органических нарушениях зрения имеют место сопутствующие поражения нервной системы или различные врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и пр.

  • Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной. Механизм нарушения предполагает удлинение глазного яблока. Если близорукий ребенок посещает дошкольное учреждение, необходимо следить за условиями, в которых проходят занятия, так помещение должно быть хорошо освещенным.
  • Дальнозоркость характеризуется нарушением анатомического строения глаза. Обнаруживается данная патология по нескольким признакам: ребенок во время чтения отодвигает книгу далеко от себя. При зрительной нагрузке отмечается боль, покраснение глаз, развитие быстрой усталости.
  • Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то у родных отмечалась такая патология, но чаще всего это свидетельствует о наличии других заболеваний. Косоглазие характеризуется отклонением глазного яблока от центральной оси.
  • Астигматизм – это врожденное заболевание, которое обусловлено неправильной формой, то есть кривизной роговицы глаза. При таком нарушении дети тяжело различают предметы, которые находятся и близко и далеко от них, также им характерна быстрая утомляемость, глаза болят во время чтения или нахождения за компьютером. Дети с нарушением зрения такого типа должны посещать детский сад компенсирующего типа.
  • Амблиопия, или «ленивый глаз» - данному заболеванию характерно различие образов, которые получает ребенок с правого и левого глаза, что не дает возможности соединить элементы воедино и получить целостную картину. Постепенно ребенок начинает смотреть только одним глазом, что влечет за собой потерю функций второго глаза. Сопутствующие симптомы этого заболевания – головная боль, дискомфорт в глазах, быстрая утомляемость. Исправление данного нарушения необходимо начинать в раннем возрасте.
«Виды и специфика зрительных нарушений у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины нарушений зрения

К зрительным нарушениям могут привести приобретенные или врожденные причины.

К врожденным причинам относят:

  • нарушения зрения из-за перенесенных матерью инфекционных заболеваний, например, гриппа;
  • нарушение обмена веществ во время беременности матери;
  • генетическая предрасположенность;
  • врожденная опухоль головного мозга доброкачественного характера.

Приобретенными причинами являются:

  • разного рода травмы – ушибы головой в раннем детском возрасте или травмы, которые ребенок мог получить во время родов;
  • кровоизлияния – внутриглазные и внутричерепные;
  • повышенное глазное давление;
  • последствия перенесенного инфекционного заболевания;
  • преждевременные роды – может развиваться так называемая ретинопатия недоношенных.

Даже если принимать во внимание все сложности протекания адаптации детей с нарушением зрения, врачи однозначно рекомендуют посещение детского сада и школы, что поможет детям в будущем, особенно в ситуации, когда процесс снижения зрения не может быть устранен.

Классификация детей с нарушением зрения

Степень нарушения зрительной функции определяют в соответствии с уровнем снижения остроты зрения, то есть способности глаза видеть две светящиеся точки на минимальном расстоянии между ними. Нормальная острота зрения составляет 1,0, что свидетельствует о способности человека различать буквы и знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пять метров. Разница в способности различать знаки последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

На основании этого выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

  • слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, или с остаточным зрением, то есть максимальная острота зрения составляет 0,04 на лучше видящем глазу, если применять обычные средства коррекции – очки или линзы, либо при сохранении способности к самоощущению;
  • абсолютно, тотально, слепые – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения;
  • частично слепые – дети, которые имеют светоощущение, форменное зрение с остротой зрения 0,005 – 0,04;
  • слабовидящие – предполагают остроту зрения детей 0,05-0,2. Главным их отличием от слепых является то, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор выступает как основной источник восприятия информации об окружающем мире и может быть использован как ведущий в учебном процессе, в том числе чтении и письме.

На основании того, когда появился дефект обычно выделяют две категории детей:

  • слепорожденные – дети, которые родились с тотальной слепотой или ослепли не достигнув возраста трех лет. У них отсутствуют зрительные представления, и весь процесс психического развития протекает в условиях полного выпадения зрительной системы;
  • ослепшие – дети, которые утратили зрение в дошкольном возрасте и позже.

Вне зависимости от типа зрительного нарушения и его тяжести, детей необходимо обучать, при возможности компенсировать дефект для устранения проблем усвоения знаний и восприятия особенностей окружающего мира. При тотальной слепоте или некорректируемом остаточном зрении окружающие люди должны помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру, освоить шрифт Брайля и пр.

Дата последнего обновления статьи: 21.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot