Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание

Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности

Определение 1

Фактор – причина, движущая сила процесса или явления.

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности человека принято подразделять на:

  1. Биологические - наследственность
  2. Социальные – среда и воспитание
  3. Внутренние – личная активность человека, которая порождается интересами, противоречиями и иными мотивами, направленным на самовоспитание и деятельность в обществе.
  4. Внешние – к ним относятся социальная и природная среда, то есть понимается как воспитание в широком смысле.

Таким образом, на развитие личности оказывает влияние совокупность разнообразных факторов, каждый из которых индивидуален по своему содержанию.

Биологический фактор: наследственность

Определение 2

Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.

Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.

По наследству могут передаваться:

  1. Видовые признаки человека, как представителя своего рода
  2. Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
  3. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
  4. Строение нервной системы и ее особенности
  5. Аномалии организма
  6. Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер

Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.

«Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.

Определение 3

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.

По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.

Принято различать два вида задатков:

  1. Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
  2. Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)
Определение 4

Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности

Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.

Замечание 1

Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант

Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.

Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.

Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.

В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков.

Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.

В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.

В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.

Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.

Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.

Социальные факторы: среда и воспитание

Определение 5

Среда – окружающая человека действительность, в условиях которой происходит его становление и развитие.

Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие человека (разрушительное или социальное) через климат, радиационный фон, стихийные бедствия и т. д.

Социальная среда делится на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимается все общество в целом, социальная и государственная система, экономические, политические, идеологические, морально-правовые условия жизни.

Микросреда - это непосредственное окружение человека (семья, студенческая группа, сотрудники на работе и т.д.).

В основном на человека непосредственно влияет микросреда, так как человек находится в ней намного чаще, и она значительно ближе к его личности.

Социальная среда является важным фактором развития человека. Поскольку только в обществе он может быть сформирован как личность.

Воспитание – это целенаправленный процесс передачи опыта подрастающему поколению.

Процесс воспитания может быть как специально организованным (в рамках образовательных учреждений и организаций), так и стихийным в процессе жизнедеятельности человека.

Воспитание является одним из важнейших факторов развития личности. Воспитывая сфокусированный процесс, он может регулировать наследственность и микросреду.

Обучение осуществляется через учебные заведения. Личность ученика и его развитие является целью и результатом работы педагога. Его работа направлена на выявление способностей и талантов, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, его способностями и задатками. Воспитание и обучение эффективны только тогда, когда они опережают развитие.

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot