Сущность и предназначение утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – это комплекс физических упражнений, которые выполняются утром после пробуждения и способствуют повышению общего тонуса организма. Зарядка укрепляет и развивает мышечную систему, повышает трудоспособность, выносливость и жизнедеятельность.
Утренняя гимнастика выступает основным компонентом двигательной активности дошкольников в образовательных учреждениях, необходимым, чтобы поддерживать физическое здоровье и развитие ребенка. Утренняя гимнастика помогает взбодрить детей и зарядить энергией на весь день. Она представляет оптимальный инструмент в борьбе с сонливостью, устранением трудностей в обучении, так как выполнение простых упражнений активизирует работоспособность детей.
Помимо этого, утренняя физическая активность дает возможность сформировать определенный эмоциональный позитивный настрой, активизирующий познавательную и прочую активность ребенка на протяжении всего дня.
Выполнение утренней гимнастики тренирует силу воли и развивает дисциплинированность детей. Гимнастика помогает акцентировать внимание на развитии определенного спектра физических навыков детей, что касается навыков бега и ходьбы. Для этого подбирают ряд специальных упражнений, задействующих работу ног и бедер, а также все группы мышц, которые работают во время бега и ходьбы.
Цели и задачи утренней гимнастики
Целевое назначение проведения утренней гимнастики – пробудить организм ребенка и вовлечь его в активную деятельность. Гимнастика помогает подготовить ребенка, части его тела и мышцы к дальнейшей ходьбе и выполнению определенного набора движений. Чтобы реализовать целевое назначение, утренней гимнастике необходимо ориентировать на решение следующего спектра задач:
- настраивать детский организм на двигательную активность;
- активизировать все физические процессы организма;
- включать в работу дыхательную и кровеносную систему, запускать процессы обмена веществ;
- повышать работоспособность организма ребенка;
- формировать правильную осанку;
- стимулировать хождение;
- формировать правильную осанку;
- формировать правильную походку и профилактировать плоскостопие.
Утренняя гимнастика должна учитывать несколько требований, которые обеспечивают ее результативность при закреплении навыков ходьбы и бега, а также развития различных физических умений:
- наличие одежды, подходящей для гимнастики. Одежда должна быть из натуральных материалов, легкая, свободная и удобная для выполнения различных движений;
- занятия лучше проводить босиком, но в холодную погоду допускается ношение чешек или прорезиненных носочков;
- условия проведения утренней гимнастики должны соответствовать гигиеническим нормам;
- комната для занятий должна регулярно проветриваться и убираться;
- лучше проводить зарядку на свежем воздухе, но в холодное время года или в плохую погоду это делать нежелательно;
- утреннюю гимнастику необходимо проводить на протяжении определенного времени, характерного для возрастных особенностей и потребностей воспитанников. Для младшего дошкольного возраста такое время составляет пять минут. Постепенно увеличиваясь до пятнадцати минут;
- требуется соблюдение последовательности гимнастических упражнений. Начинать следует с упражнений, который помогают разогреть мышцы: спокойной ходьбы, медленного бега, сочетания различных видов ходьбы. Постепенно упражнения должны усложняться и ориентироваться на укрепление конкретных групп мышц ног, рук и пр. В заключение актуально выполнить упражнения на дыхание и растяжку мышц. Может быть использована ходьба с продвижением вперед;
- упражнения утренней гимнастики должны быть общеразвивающими, то есть ориентироваться на все группы мышц, иметь разный темп и интенсивность выполнения, выстраиваться в разных группировках и ритме выполнения;
- комплекс упражнений утренней гимнастики составляют на десять дней или две недели. Далее в него добавляют новые упражнения, заменяя уже имеющиеся;
- целесообразным является периодическое повторение комплекса упражнений;
- необходимый инвентарь должен быть заранее подготовлен;
- все упражнения должны проводиться только после диагностики детей, чтобы подобрать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и работе центральной нервной системы;
- педагог должен внимательно следить за тем, насколько правильно дети выполняют упражнения, соблюдают темп, правильно держат корпус тела;
- игровая форма проведения гимнастики помогает увлекать детей и может заинтересовать его повторять эту деятельность ежедневно;
- педагогу необходимо полно и четко объяснять и демонстрировать выполнение каждого упражнения.
Структура и содержание утренней гимнастики для младших дошкольников
Утренняя гимнастика по своей структуре делится на три части:
Вводная часть – ориентируется на подготовку организма ребенка для выполнения дальнейших упражнений, более сложных по сравнению с разминкой. В этой части преимущественно используют ходьбу, выполняемую группами или попарно. Дети могут просто ходить, выстраиваясь по цепочке, или держаться за руки, идя близко друг к другу. Такая ходьба должна быть медленной и плавной, не переходить в быстрый темп.
Основная часть представлена упражнениями имитационного характера, проводимыми в формате игры. Дети могут выполнять их сидя, лежа или стоя. Далее детей привлекают к активной игровой деятельности или обычному бегу. Все упражнения повторяют по 4-5 кругов. В младшем дошкольном возрасте актуально выполнять динамические упражнения. Дети еще не могут фиксировать какое-то действие продолжительное время, поэтому целесообразнее использовать в движениях динамику.
Заключительная часть состоит из упражнений, ориентированных на снятие напряжения в мышцах и успокоение ребенка. Дети могут спокойно пройтись парами, или выполнять ходьбу на месте.