Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Устный счёт как средство формирования вычислительных навыков младших школьников

Значение устного счета в математическом развитии младших школьников

Определение 1

Устный счет – это навык математической деятельности, ориентированный на выполнение вычислительных операций в уме.

Устный счет направлен на реализацию различных операций на сложение, умножение, вычитание и деление без использования дополнительных устройств, т.е. за счет использования только своих математических знаний и навыков.

Устный счет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Устный счет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важность развития навыков устного счета осознается каждым педагогом. Потому, навыки устного счета начинают формироваться еще на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению и продолжают свое развитие на стадии начального школьного обучения. Младшие школьники учатся считать, вычислять, посредством совершения умственных операций, что способствует не только их математическому развитию, но и активизирует их интеллектуальные процессы и оказывает положительное воздействие на общее развитие личности учащегося начальной школы.

Роль устного счета в математическом развитии учащихся начальной школы сводится в следующему:

  1. Навыки устного счета лежат в основе освоения элементарных вычислительных операций. Формирование данных навыков у учащихся является основой вычислительной деятельности и дальнейшего познания математики.
  2. Устный счет стимулирует развитие познавательной заинтересованности учащихся. Интерес к математике как основному предмету школьной общеобразовательной программы будет находиться на высоком уровне развития.
  3. Навыки устного счета формируют представления о различных математических зависимостях, законах и основных характеристиках математических действий.
  4. Устный счет актуален для использования в повседневной жизнедеятельности.
  5. Посредством совершения устных вычислительных операций происходит развитие сообразительности и пробуждение логического мышления.
  6. В ходе выполнения устных вычислительных операций активно развивается память, мышление, речь и внимание.
«Устный счёт как средство формирования вычислительных навыков младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, устный счет необходим каждому ребенку. Эти навыки лежат в основе его дальнейшего математического и общего развития. Потому, устный счет на этапе начального школьного обучения становится этапом учебного занятия, ориентированным на решение конкретных образовательных задач.

Целевое назначение включения устного счета в уроки математики начальной школы

Устный счет используются на уроках математики начальной школы за счет разнообразных упражнений, которые становятся важными составными компонентами уроков, их неотъемлемыми этапами.

Включение устного счета в уроки математики начальной школы нацелено на:

  1. Укрепление и корректировку математических знаний учащихся;
  2. Развитие навыков восприятия математического материала и умений его практического применения;
  3. Проведение педагогом контроля усвоения учащимися темы урока, раздела математики;
  4. Создание условий психологической готовности учащихся к математическому познанию, к освоению новых тем по математике и расширению математических знаний.

Данные цели достигаются посредством применения большого количества упражнений на уроках математики. Как правило, упражнения включаются в каждое учебное занятия и занимают от 5 до 15 минут времени урока. Упражнения на развитие устного счета проводятся в разных формах и видах, с применением разнородных средств их реализации.

Методика развития навыков устного счета на уроках математики

Методика формирования устных вычислительных навыков младших школьников опирается на применение различных форм работы на уроке, а также приемов ознакомления учащихся с основами совершения устного вычисления.

На уроках математики используются следующие формы работы по формированию навыков совершения устных вычислительных операций:

  1. Слуховое восприятие. Данная форма работы предполагает активное воздействие на слуховое восприятие учащихся и активизирует их слуховое внимание. Педагог объясняет основы счета в устной форме, ничего не показывая наглядными средствами. Такое восприятие является сложным для учащихся - необходимо запоминать все числа для счета, а также операции, которые необходимо с ними совершить. Это приводит к переутомлению учащихся, но его необходимо развивать, а потому, данная форма работы реализуется периодически на уроках математики начальной школы.
  2. Зрительное восприятие. Оно предполагает запись на доске или в иной форме – в учебнике, раздача заданий на листах в письменном или печатном виде, условий задания на совершение устных вычислительных операций, а также демонстрацию основ вычислительных действий. Зрительное восприятие упрощает понимание счета и познание основ вычисления в целом.
  3. Комбинированная форма занятий. Такая форма предполагает сочетание слухового и зрительного восприятия. К примеру, задание может быть дано в устной форме, а ответы записаны на доске или наоборот.

Для познания основ устного счета на уроках математики применяются игровые приемы обучения, проводятся математические диктанты, тесты, решаются занимательные задачи и используются методы проблемного обучения.

Игровые приемы являются наиболее актуальным методом математического познания на этапе начального школьного обучения. Игра имеет конкретную задачу, которую необходимо решить учащимся, а также трудности, требующие преодоления для ее решения. Кроме того, игры пробуждают интерес к уроку и конкретной его теме, стимулируют познание математической науки в целом и освоение вычислительных операций в частности. Учащимся предлагаются игры на запоминание чисел, на пропуск того или иного числа, на исправление ошибок в вычислениях. Все действия учащиеся совершают устно, что формирует их восприятие, активизирует память, а также развивает основы критического мышления и коммуникативного взаимодействия.

Игра "Лучший лодочник". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Игра "Лучший лодочник". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что формирование навыков устного счета у учащихся начальной школы, требует соблюдения ряда условий его освоения:

  1. Целенаправленный выбор упражнений по развитию вычислительных навыков.
  2. Вариативность заданий на вычисления, как по степени сложности, так и по требуемым операциям вычисления.
  3. Привлечение к устным вычислениям каждого учащегося.
  4. Разработка критериев оценки совершения устных вычислительных операций.
  5. Использование дополнительных средств, стимулирующих интерес к счету и уроку в целом (наглядные пособия, игровые средства).
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot