Становление основ педагогики и ее традиций в Древней Руси
Д[Определение] ревняя Русь - это название начального периода истории России, датируемого 9 -13 вв. нашей эры. [/Определение]
Становление и развитие педагогических учений Древней Руси можно подразделить на три этапа:
- Период византийского влияние на все сферы жизнедеятельности русского народа.
- Период монгольского захвата Руси.
- Господство южнорусских и схоластических научных учений.
За длительный период своего развития славянский народ выработал свои традиции воспитания, основанные на его трудовой культуре и жизни народа.
Первые уроки воспитания складывались из необходимости усвоения детьми основ трудовой жизни, исторического опыта социальной жизнедеятельности предыдущих поколений.
Рисунок 1. Обучение в Древней Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Воспитание трудолюбия было положено в основу развития подрастающего поколения. В детях воспитывали трудовые навыки и умения, основы трудовой деятельности. Особое внимание уделяли физическому воспитанию и развитию детей. В качестве основных средств этого воспитания применялись подвижные игры, закаливание и разнообразный физический труд.
Подрастающее поколение воспитывалось на исторических преданиях, легендах и былинах, которые культивировали в детях нравственные идеалы, формировали патриотические качества и принципы поведения. Подвиги героев былин и преданий свидетельствовали о богатстве духового мира и нравственных основах поведения людей, что придавало детям веру в свой народ, его силу, в доброту и справедливость.
Кроме былин и преданий, воспитание детей основывалось на устном народном творчестве. Фольклор всегда занимал значимое место в жизнедеятельности славян.
В качестве воспитательных средств и методов использовались:
- Потешки;
- Пестушки;
- Сказки;
- Колыбельные;
- Загадки;
- Пословицы;
- Песни
- Колядки;;
- Праздники;
- Народные игры.
Каждый из этих компонентов имел особое педагогическое значение. Посредством потешек, песен, частушек у детей развивалась речь и формировались основы эстетической культуры.
Пестушки и потешки использовались в младенчестве и раннем возрасте развития ребенка. Они способствовали в шуточной веселой форме развитию у ребенка различных двигательных навыков, эмоциональной сферы, чувств, сознания и речевых процессов.
Загадки способствовали развитию мышления, а также расширению знаний ребенка об устройстве мира.
Колыбельные песни помогали детям расслабиться, чтобы их мозг и моторика отдохнули, ребенок набрался сил, восстановил энергетические ресурсы и продолжил плодотворное обучение дальше.
Колядки имели социально-воспитательную функцию. Они использовались для прошения богатого урожая, пожелания здоровья всем членам семьи, ее материальное и духовное благополучие. Исполнение колядок воспитывало у детей чувство социальной дифференциации, необходимости принятия социального неравенства.
Уважение к труду, его значимость и ценность воспитывалась в проведении праздничных мероприятий, вождении хороводов, пении народных песен. Хороводы имитировали трудовые операции по посадке и сбору урожая, что позволяло детям осознать эти действия и осмыслить их значение для жизни своей семьи и своего народа.
Каждое народное произведение, праздничное мероприятие, игра имеют глубокий нравственный смысл, который выступает основой формирования эмоционального и эстетического мира подрастающего поколения.
Игровая деятельность еще с древних времен была ориентирована на всестороннее развитие подрастающего поколения. Игры и игрушки помогали в развитии физических качеств ребенка, его эмоционального восприятия, активизировали функционирование психических процессов, развивали воображение и фантазию, помогали интегрироваться в социальную жизнедеятельность посредством воспроизведения событий из реальной жизни взрослых и их взаимоотношений и их внедрения в свой воображаемый мир.
Фольклор используется в педагогике и по сей день. Народное творчество, особенно игровая деятельность, являются основным методом воспитания, применяемым в раннем возрасте дошкольными образовательными организациями.
Педагогика Древней Руси уделяла огромное внимание воспитанию таких нравственных качеств личности, как:
- Трудолюбие;
- Миролюбие;
- Кротость;
- Скромность;
- Добродушие;
- Честность;
- Сердечность;
- Правдолюбие.
Народные педагогические направления и официальные учения и теории педагогики, которые были приняты уже позднее, были взаимосвязанными и взаимно обусловленными, их интеграция показали эффективность развития педагогической мысли и педагогической науки.
Отличия древнерусского обучения от стран Запада и Византии
Педагогика Древней Руси формировалась под влиянием византийских учений, философских теорий и концепций. Однако, содержание и методика обучения детей имели свою специфику, обусловленную самобытностью культуры и устройства жизни славянского народа, а также его традициями и обычаями.
К основным отличиям педагогики Древней Руси от Западного мира можно отнести следующие:
- Обучение детей велось на церковно-славянском языке, без использования непонятных и неясных детям выражений на латыни.
- В Древней Руси школы формировались на основе добродушных взаимоотношений между педагогами и учащимися. Педагогики относились к учащимся любовно. Наказания допускались, но применялись крайне редко.
- Существовали особые школы «книжного учения». В них осуществлялось обучение не только грамоте, но и восприятию текста, правильному чтению, пониманию текста, языковому анализу. Обучение проводилось по специальной методике: педагог читал детям текст, они его слушали и воспринимали. Затем, педагог задавал вопросы по тексту, требующие для ответа обнаружения в нем скрытого смысла, символического значения. Такая методика способствовала адекватному восприятию и пониманию литературных текстов.
- Большое внимание уделялось изучению риторики. Риторика – это искусство правильной и выразительной речи. В нее входило и эстетическое образование.
- Ведущими методами обучения были: художественное обучение, научное обучение и экзегетическое обучение.