Финансовые механизмы системы образования
Бюджетное финансирование – это процесс выделения денежных средств, называемых бюджетными ассигнованиями, на определенные цели, включая покрытие расходов организаций, которые находятся на полном или частичном государственном денежном обеспечении.
Сфера образования обладает своеобразным финансовым механизмом. Он является совокупностью условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств учреждениями и органами образовательной сферы, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития образовательной системы. Специфику данного механизма связывают с особенностями формирования и использования фондов денежных средств в системе образования, в каждом ее звене и в разных учебных заведениях.
К основным источникам финансирования расходов на образования относят федеральный, региональный и муниципальный бюджеты, несмотря на существенное повышение в последнее десятилетие роли внебюджетного финансирования.
Финансирование – это процесс обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами расходов на существование определенных видов деятельности.
Финансирование базируется на следующих принципах:
- плановость – средства предусмотрены в финансовом плане;
- целевая направленность – использование средств допустимо только на заложенные в плане объекты и цели;
- безвозвратность – у получателей средств не возникает обязательств по возврату средств;
- средства выделяются по мере их расходования;
- экономия – процесс рационального расходования средств.
Финансирование образовательных учреждений из бюджета осуществляется благодаря следующим аспектам:
- система государственных и иных органов, которые принимают участие в финансировании образования;
- процедура разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
- процедура финансирования образования из бюджета.
Рисунок 1. Источники финансирования образовательных учреждений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребность в бюджетном финансировании образовательных учреждений основана на трех основных количественных параметрах:
- численность учащихся;
- сроки и условия воспитания и обучения;
- материальная база каждого конкретного образовательного учреждения.
К источникам получения этих данных относятся нормативные документы, формы статистического наблюдения, данные бухгалтерской отчетности и пр.
Технический расчет потребности в бюджетных средствах
Существуют два способа технического расчета потребности в бюджетных средствах:
- первый способ базируется на проведении расчета потребности в бюджетных средствах непосредственно образовательным учреждением. Для этого в дошкольном учреждении, школе или любом другом учреждении необходимо использовать общую схему расчета потребности в средствах, рассчитать общую сумму затрат учреждения за год.
- второй способ основан на проведении расчета потребности средств органами управления образованием на соответствующем уровне. Условие проведения такого расчета – наличие необходимой статистической информации, касающейся сети подведомственных образовательных учреждений и необходимой методической базы.
Образовательные учреждения, которые находятся на бюджетном финансировании, имеют единую систему расходов:
- текущие расходы – фонд оплаты труда – заработная плата, учитывающая обязательные взносы на социальное и медицинское страхование;
- расходы на содержание учреждения – фонд материального обеспечения. Расходы на непосредственное содержание учреждения подразделяются на хозяйственные расходы, социальные расходы, а также расходы на укрепление материальной базы образовательного учреждения, то есть приобретение оборудования, проведение капитального и текущего ремонта.
Заработная плата педагогических кадров составляет примерно 45% от всех расходов, на хозяйственные нужды затрачивается 15%, развитие и поддержание материальной базы занимает еще 10%, а социальные расходы составляют 30%. Данная структура является примерной и может существенно различаться в зависимости от типа и формы образовательного учреждения.
Определение всех участников процесса финансирования образовательного учреждения и их основных функций дает возможность представить обобщенную схему финансирования образования, которая в определенном смысле может считаться и схемой управления бюджетным финансированием.
Выделено несколько основных направлений деятельности всех участников процесса бюджетного финансирования образования:
- разработка проекта бюджета;
- внесение проекта на согласование;
- согласование и утверждение бюджета;
- доведение утвержденного бюджета до каждого участника процесса финансирования;
- исполнение бюджета.
Все обозначенные действия строго регламентированы Бюджетным кодексом и не имеют никаких особенностей, затрагивающих систему образования, так как являются едиными для всей бюджетной системы.
При переходе на новые условия хозяйствования образовательные учреждения могут самостоятельно составлять сметы доходов и расходов как бюджетных, так и внебюджетных средств. При их составлении они основываются на нормативах бюджетного финансирования. Норматив является не просто суммой расходов на одного учащегося в год, а системой повышающих коэффициентов, перечень и предельные величины которых утверждается одновременно с установлением соответствующих нормативов. Региональный норматив обязательно должен быть не ниже федерального, рассчитанного, учитывая федеральные повышающие коэффициенты для соответствующих субъектов РФ.