Общение – это процесс установление контактов и связей, обмен информацией между людьми и способ организации взаимодействия.
Общение необходимо каждому человеку, поэтому, его развитие лежит в основе воспитания дошкольников. Однако, развитие общения или коммуникативных навыков детей имеет свои особенности, обусловленные спецификой личностного развития каждого ребенка.
Поскольку, общение лежит в основе любой деятельности детей, то особенности его развития требуется учитывать при организации этой деятельности.
Планирование деятельности дошкольников
Планирование – это процесс предварительного определения последовательности совершаемых операций, выполнения работ и оказания услуг.
В ходе планирования деятельности детей происходит определение условий, в которых будет реализована деятельность дошкольника, выбираются методы и формы работы, а также определяются особенности развития каждого ребенка: его потребности, способности и интересы, потенциальные возможности.
Чтобы процесс планирования деятельности дошкольников был эффективным, необходимо соблюдать следующие условия:
- Выбор оптимальной учебной нагрузки или трудовой деятельности для дошкольников конкретной возрастной группы.
- Учет биоритмов развития детского организма. Предполагается использование сложных видов деятельности в первой половине дня и по вторникам и средам и т.д.
- Учет уровня развития каждого дошкольника. Проводится диагностика его потенциальных возможностей и даются индивидуальные задания, либо, дети делятся на группы.
- Учет индивидуальных особенностей развития дошкольника: характер, темперамент, способности, склонности, интересы, комплексы, недостатки и достоинства, уровень социального развития.
- Сохранение связи между обучением и развитием дошкольников. Она предполагает решение обучающих и иных задач (например, развитие общения) в ходе различных видов деятельности дошкольника.
- Систематичность и регулярность воспитательных воздействий. Это означает, что одни и те же виды деятельности используются многократно с усложнением задач.
- Чередование организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. В течение дня должны быть применены разные виды деятельности с чередованием: занятия с воспитателем, самостоятельные игры, прогулка, дидактические игры, общение с другими детьми и т.д.
Важная роль при планировании детской деятельности отводится учету уровня коммуникативного развития дошкольника, так как оно влияет на качество и продуктивность деятельности и требует выбора адекватных форм и методов ее проведения.
Учет коммуникативных навыков дошкольников при планировании игровой деятельности
Игра выступает основной формой организации любого вида деятельности дошкольников. Как правило, организуются сюжетные игры дошкольников, которые помогают детям познать устройство окружающего мира: природы и социума, усвоить правила поведения в нем и сформировать нравственные ориентиры жизнедеятельности.
Игры хороши тем, что они носят воображаемый характер т.е. дети переносят ситуации из реального мира и обыгрывают их в воображаемом, постигая их суть и значение. Ребенок совершает различные действия, делает то, что ему нравится, что ему интересно. Так, дети осваивают различные социальные роли, учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Игровая деятельность, так же как и иные виды деятельности, планируется педагогами ДОУ. Чтобы организация игры носила продуктивный характер, необходимо брать в расчет коммуникативные навыки дошкольников при планировании игры. Это необходимо для того, чтобы:
- Выбрать тему игры;
- Адекватно распределить роли участников игры и их место в ней т.е. если ребенок обладает хорошими коммуникативными навыками, не испытывает стеснения и замкнутости в общении, то ему дается активная роль. При этом, ребенку со сложностями в общении необходимо дать, также, активную роль, но в меру его потенциальных возможностей, чтобы стимулировать его коммуникативное развитие;
- Выбрать игровые действия. Игровые действия должны стимулировать общение детей и развивать навыки их положительного социального взаимодействия;
- Организовать взаимодействие между ребенком и взрослым. В ходе игры взрослый занимает позицию равнозначного партнера и учитывает возможности общения и социального взаимодействия дошкольника;
- Предоставить детям максимальную самостоятельность в выборе средств и методов игры, а также способов взаимодействия друг с другом. Это позволяет каждому ребенку активизировать свои коммуникативные навыки и раскрыться.
Учет коммуникативных навыков дошкольников в предметно-практической деятельности
Данная деятельность является направлением трудового воспитания. Организация данной деятельности требует тщательного планирования, поскольку, от него зависит ее продуктивность.
Труд должен вызывать у ребенка положительные эмоции, уважение. Он должен формировать навыки свободной творческой трудовой деятельности, а не строго регламентированного выполнения какой-то обязанности. Кроме того, именно с помощью данной деятельности возможно активизировать коммуникативные навыки дошкольников.
Планирование предметно-практической деятельности реализуется с учетом уровня коммуникативного развития дошкольников. Это необходимо для выбора адекватных форм деятельности и приемов воспитательного воздействия, а также стимулирования коммуникативной активности дошкольников.
Планирование реализуется на основе соблюдения следующих условий:
- Широкая ориентация предметно-практической деятельности т.е. использование разных видов и типов деятельности, выполнение разнообразных поручений детьми.
- Мотивация к деятельности. Чтобы ребенок выполнил задание хорошо, необходимо заинтересовать его.
- Выполнение реальных поручений, необходимых в повседневной жизнедеятельности дел и забот.
- Демонстрация выполнения конкретной деятельности взрослым.
- Организация совместной предметно-практической деятельности ребенка и взрослого. Только в совместной работе, дети познают сущность труда, познают трудности и способы их преодоления, учатся принимать победы и поражения.
- Игровые формы предметно-практической деятельности.
- Использование художественной деятельности, как средства реализации трудовых операций т.е. опора на творческий аспект деятельности.