Физкультурно-оздоровительная внеурочная работа – это способ реализации физического развития подрастающего поколения, поддержания и сохранения здоровья, повышение работоспособности и развития стрессоустойчивости детей.
На начальном этапе школьного обучения внеурочная физическая деятельности обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Она помогает в адаптации детей к школе, способствует привлечению родителей к учебному процессу, что, в большей степени, мотивирует ребенка к деятельности.
Целевое назначение внеурочной физкультурной деятельности в начальной школе
Внеурочная физкультурная работа на этапе начального школьного обучения ориентирована на:
- Пропаганда здорового образа жизни. Она должна быть реализована в течение всего периода обучения с целью закаливания организма и формирования стимулов к регулярной физической нагрузке у учащихся.
- Углубление навыков физической деятельности, расширение знаний о способах выполнения различных движений.
- Воспитание организаторских навыков учащихся и формирование основ самостоятельной деятельности.
- Развитие выносливости и повышение работоспособности организма учащихся.
- Организация здорового и полезного проведения досуга.
- Привитие любви к физической деятельности, воспитание потребности в физической активности.
Как правило, на этапе начального школьного обучения физкультурно-оздоровительная работа реализуется в игровой форме. Большой объем внеурочной деятельности отводится подвижным играм, в ходе которых отрабатываются навыки физической деятельности, осваиваемые на учебных занятиях.
Формы внеурочных занятий бывают различными. Они строятся с учетом особенностей возрастного этапа развития младших школьников, их физических возможностей, потребностей и интересов.
Привлечение родителей к внеурочной физкультурно-оздоровительной работе младших школьников
Привлечение родителей к внеурочной физкультурной деятельности учащихся начальной школы является насущной необходимостью. Такая работа способствует пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Детей мотивируют к спортивной деятельности не только педагоги, но и родители (причем, последние в большей степени). Это повышает эффективность оздоровительной работы учебного заведения и организует сотрудничество между школой и семьей, объединяет родителей и коллектив учащихся единой направленностью деятельности.
Привлечение родителей к неурочной физкультурной деятельности младших школьников реализуется через следующие формы работы:
- Проведение классных часов, родительских собраний на темы здорового образа жизни. Они ориентированы на повышение грамотности родителей в вопросах физического развития детей и их компетентности в области физической активности разного рода.
- Проведение часов семейной физкультуры. Они предполагают организацию совместных занятий по физической культуре. Как правило, проводится гимнастика разных типов, организуются игры, проводятся тренинги на тему здорового образа жизни и важности физического развития каждого человека.
- Проведение спортивных соревнований. Как правило, организуются командные соревнования между семьями. Участвуют дети и родители. Для этого отводятся специальные дни.
- Организация дней здоровья. Они предполагают проведение конкурсов на теоретические знания основ здорового образа жизни детьми и их родителями, спортивных игр и эстафет.
- Спортивные праздники. Они посвящаются разнообразным тематическим датам. Каждое учебное заведение может ввести свои спортивные праздники. Они могут быть связаны с разными видами игр: баскетбол, футбол, бадминтон, волейбол и др., а также с текущими событиями, происходящими в мире спорта. К примеру, при проведении олимпийских игр, в учебном заведении могут быть организованы малые олимпийские игры.
Варианты проведения игровых внеурочных занятий физкультурно-оздоровительного характера
Как было отмечено выше, привлечение родителей к внеурочной физкультурно-оздоровительной работе школы может быть реализовано через проведение часов семейной физкультуры, в ходе которых родители и дети играют в игры, выполняют гимнастические и иные упражнения.
Привлечение родителей является мотивацией для учащихся. Они видят пример близкого взрослого, его физические успехи и стремятся к достижению таких же результатов развития.
На часах семейной физкультуры проводятся следующие виды игр:
- Освоение прыжков через скакалку. Родитель и учащийся поочередно выполняют разные вариации прыжков через скакалку. Педагог оценивает успехи и подводит итоги. Соревнование с собственными родителями, также, мотивирует учащихся к проявлению физической активности.
- Игры в мяч. Они могут быть реализованы как игра «съедобное-несъедобное» - родитель кидает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок отбивает несъедобные предметы и ловит съедобные. Затем происходит смена мест игроков. Также, может быть организована передача мяча по кругу между детьми и родителями, сбивание мячом каких-то объектов – игра по типу боулинга, ловля мяча одной рукой и др.
- Упражнения на коврике. Они берутся из гимнастики, йоги. Выполняются разнообразные движения на развитие растяжки и подвижности суставов в парах, на прокачку мышц пресса, рук и ног т.е. выполняются те упражнения, которые в одиночку выполнить проблематично.
- Выполнение движений в такт музыке. Выполняются поочередные движения родителем и ребенком в соответствие музыкальному ритму. Используются разнообразные танцевальные движения, ритмические действия.
- Равновесие. Игра ориентирована на выполнение упражнений, требующих поддержания равновесия. Если ученик пошатывается, то родитель помогает ему в поддержании равновесия во время выполнения упражнения. Затем происходит смена: родитель выполняет упражнения, а ребенок ему помогает.