Роль творческого мышления в младшем школьном возрасте
Творческое мышление младших школьников – это навыки совершения аналитических операций, решения проблем, установления связей и зависимостей и способности использования разных подходов к решению задач.
Творческое мышление необходимо каждому учащемуся. На этапе обучения в начальной школе творческое мышление ребенка находится в активной фазе становления. Потому, его необходимо развивать и совершенствовать. Оно создает фундамент дальнейшего развития учащегося и расширит его познавательные возможности.
Творческое мышление кардинально отличается от логического и иных типов мышления. Оно не сходно с интеллектом ребенка, а значительно от него отличается. Это обуславливает необходимость его развития с начала школьного обучения: его специфичность несет в себе важное развивающее значение, отражающее стремление к новизне и оригинальности, постижению нового, неизведанного, совершению открытий, созиданию.
Развитие творческого мышления на начальном этапе школьного обучения обусловлено следующими аспектами:
- Творческое мышление свидетельствует об оригинальности мысли, необычности идей, потребности в новшествах;
- Творческое мышление отражает навыки нахождения собственных решений на поставленные задачи, уход от шаблонных методов;
- Возможности видения объектов, процессов и явлений с иной точки зрения, в иных качествах и проявлениях. Это позволяет открывать новые возможности их применения, новые свойства, новые направления развития;
- Творческое мышление изменяет восприятие окружающей действительности. Оно позволяет видеть скрытые стороны объектов и процессов и потенциал их развития;
- Творческое мышление формирует навыки формулирования нестандартных идей, решительность действий в нестандартных ситуациях;
- Активное развитие воображения и образного мышления как составных компонентов творческого мышления;
- Творческое мышление лежит в основе развития логического взгляда на окружающий мир. В младшем школьном возрасте образное восприятие окружающего мира преобладает над логическим. Потому, оно становится основой познания и развития интеллектуальных процессов.
Специфика формирования творческого мышления младшего школьника
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте сопряжено с вступлением ребенка в новую социальную среду, освоением нового вида деятельности – учебной. Это требует от них активной познавательной работы, усвоения разнообразных знаний и навыков деятельности.
В ходе образовательной деятельности происходит расширение знаний ребенка об окружающем мире, обогащается опыт его жизнедеятельности. Все это, способствует развитию образного мышления, активизируют работу фантазии и воображения.
Следует отметить, что формирование основ творческого мышления младшего школьника обладает рядом специфических черт. К ни относятся:
- Расширение сферы знаний, умений и навыков способствует обогащению воображения ребенка и стимулирует развитие его творческого мышления;
- Активизация работы интеллекта, активное использование умственных сил и возможностей создает плацдарм для развития творческого мышления;
- Бессистемный характер творческого мышления. Оно только начинает формироваться, вместе с развитием волевых качеств младшего школьника, тренировки его внимания и памяти. Между этими процессами устанавливаются устойчивые связи и зависимости, но они формируются хаотично;
- Творческое осмысление начинается с рассмотрение бытовых процессов и учебной деятельности в новом свете: учащиеся оперируют знаниями из разных областей, придумывают новые способы выполнения тех или иных бытовых операций, применяют свои знания в быту и т.д.;
- Развитие учебного процесса способствует развитию абстрактных понятий ребенка. Постепенно, ребенок привыкает к учебной деятельности и превращает ее в привычку и, тогда, его внимание переключается на решение более сложных и интересных задач;
- Развитие самостоятельности учащегося приводит к формирование связей и зависимостью между процессуальным и регулятивным компонентов творческого мышления учащегося;
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, повышение его эмоциональной активности в ходе учебной деятельности стимулирует развитие творческой сферы, творческих процессов и творческого мышления учащегося;
- Дивергентный тип развития творческого мышления. Такой тип характеризуется потребностью в поиске нескольких вариантов решения поставленной задачи. Это обусловлено активным развитие аналитической сферы в данном возрастном периоде. Синтез дается учащимся сложнее. Потому, они легко решают задачи аналитического типа и творческой направленности;
- В основе творческого мышления младшего школьника заложен механизм эмоционального и интеллектуального предвосхищения;
- Конкретная образность творческого мыслительного процесса. Она отражает не столько творческий подход к решению задачи, сколько качество вариантов ее решения;
- Подчиненность творческого мышления словесному. Учащиеся еще не способны выйти за рамки условий задачи при ее решении, а потому, наблюдается невозможность выражение словами творческого решения.
Приемы формирования творческого мышления младшего школьника
В ходе обучения на начальном образовательном этапе активно применяются игровые методы. Они носят развивающий характер и положительно сказываются на формировании творческого мышления учащихся.
Помимо игровых методов, весь учебный процесс пронизывается различными приемами, которые ориентированы на познавательное и творческое развитие учащихся. К ним относятся:
- Упражнения по переформулированию. Они связаны с выражением сказанного иными словами. Суть приема заключается в том, что акцентируется внимание на иных признаках объектов, процессов, на несущественных событиях, менее значимых ситуациях.
- Генерирование идей. Данный прием используется при решении различных образовательных задач и, основывается на выдвижении разнообразных идей, вариантов ее решения.
- Сочинения рассказов. Рассказы сочиняются на предложенную педагогом тему. Может быть задание по продолжению рассказа, придумыванию к нему окончания.
- Игра «почемучка». Она ориентирована на обучение детей ставить разные вопросы. Учащиеся тренируются задавать необычные вопросы, неожиданные.
- Игра «вопрос-ответ». Она учит отвечать на разнообразные вопросы, пытаться дать такой ответ, который не был озвучен другими учащимися.