Творчество в начальном литературном образовании
Обязательный компонент системы начального литературного образования в начальной школе – творческая деятельность. Курс литературного чтения вводит ребенка в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, с использованием опоры на смежные виды – рисование, музыку, инсценирование или драматизацию, подключение элементов и подходов, свойственных киноискусству, так как литературное развитие детей связано в первую очередь с формированием способности полноценного восприятия художественного произведения.
Особенно эффективным для стимулирования творческого мышления, воображения и ассоциативности, является такой интегративный прием работы, как составление по прочитанному произведению диафильма. Этот прием имеет значение в связи с несколькими особенностями:
- во-первых, дети имеют своеобразный ориентир, так как могут просмотреть уже готовые диафильмыдиафильмов;
- во-вторых, процесс отбора материала для заполнения каждого кадра обостряет внимание детей к обстоятельствам, обстановке и интерьеру;
- в-третьих, выбор подходящего и объясняющего кадр текстового фрагмента помогает учащимся аналитически углубляться в текст, а также соотносить данную часть с целостным произведением, получая представления о том, что такое субтитры.
Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учеников
Развитию творческого воображения способствуют развитые творческие способности – продукт самостоятельного разрешения вопросов и задач, самостоятельного вскрытия закономерностей и взаимосвязей предметов и явлений.
Для развития творческой личности, необходима сосредоточенность, нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения, ассоциативное мышление, которое работает на базе имеющихся впечатлений и представлений, которые ребенок почерпнул в окружающем мире.
Для развития творческого воображения на уроках литературы, могут быть использованы упражнения, развивающие творческое и воссоздающее воображение.
Упражнения, развивающие способность эмоционального отклика на прочитанное.
Чтобы полноценно воспринимать стихотворение, ученики должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, чувствовать и переживать то, что волнует и удивляет персонажа. Для усиление эмоционального восприятия, можно предложить учащимся ответить на ряд вопросов:
- какие чувства у вас возникают при прочтении стихотворения: радость или изумление, сожаление или восторг?
- заострение внимания на словах, подобранных автором для передачи радости, восхищения, огорчения, восторга, грусти и пр.;
- поиск в тексте слов, передающих настроение автора;
- подбор мелодии к прочитанному произведению.
Упражнения на пробуждение воображения и фантазии школьников.
Фантазию и воображение учеников необходимо пробуждать на каждом уроке. Для развития воображения необходима систематическая и кропотливая работа. Например, можно попросить детей нарисовать картинку к предложенному тексту, подумать какие краски будут использованы для прорисовки облаков, травы, земли и пр. Подбор словесных иллюстраций к выбранному отрывку и самостоятельное иллюстрирование.
Упражнения по детализации и конкретизации представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях и метафорах.
Работа над образностью зыка помогает развивать речь, обогащать словарный запас учеников, приближая их к творческому процессу. Выразительность языка может быть развита с использованием следующих методов:
- подбор собственных эпитетов к указанным словам и сравнение с авторскими;
- степень изменения образа при замене эпитета, сравнения, метафоры;
- поиск в тексте образных средств языка – эпитетов, сравнений, олицетворения, метафор;
- поиск эпитета и слова, которое им определяется.
Упражнения по выражению личностного отношения.
Любой ученик должен чувствовать настроение автора, всего произведения, уметь высказать свое отношение к прочитанному и каждому из героев отдельно. Этому могут способствовать следующие упражнения:
- подбор настроений автора, который чувствует ученик;
- впечатления об услышанном;
- выражение возникающих чувств;
- рассказ о собственном отношении к картине, которая представляется после прочтения произведения.
Каждый учитель должен помнить, что важное методическое условие формирования у учеников творческого и воссоздающего воображения выступает иллюстрирование.
В соответствии с исследовании Богоявленской и Матюшкина, творчество является своеобразным выходом за пределы. Из этого следует, что креативность выражается как оригинальное видение задачи. Среда для актуализации креативности должна иметь высокий уровень неопределенности и обладать образцами и результатами креативного поведения. Неопределенность помогает найти собственные ориентиры, вместо отсылки к уже готовым, а разнообразием вариантов обеспечивается возможность их нахождения.
В результате, для начала процесса формирования креативности, необходимо несколько факторов:
- во-первых, отсутствие установленного и наличие позитивного поведенческого образца;
- во-вторых, создание условий для подражания;
- в-третьих, социальная поддержка творческого поведения детей.