Роль труда во всестороннем развитии личности
Трудовое воспитание – это процесс задействования учеников в разнообразных типах трудовой деятельности, полезной обществу. Цель трудового воспитания – привить ученикам любовь к труду, трудовые навыки и умения, развить врожденные способности и творческое мышление.
Для успешного осуществления трудовой деятельности должны быть задействованы все стороны личности. Например, используя психические процессы, человек может ориентироваться в условиях труда, формировать цели и контролировать ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляются социальными условиями труда. В разных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и осуществляется при включении школьников в широкую и сложную систему производственных, нравственных и каких-либо других отношений.
Коллективный труд помогает учащимся усваивать общественные отношения, превращая их из внешних во внутренние. Но это влияют господствующие поведенческие нормы, общественное мнение, взаимопомощь, взаимная требовательность и соревновательность.
Второе условие развития человеческой психики под влиянием трудовой деятельности – целесообразная деятельность самого субъекта. При преобразовании предмета труда, при создании общественно ценных продуктов, человек преобразует и самого себя. Чтобы максимально полно использовать развивающие возможности труда, их необходимо дополнить деятельностью старших, то есть обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя – третье условие развития психики в процессе трудовой деятельности.
Труд имеет огромное значение для развития способностей учеников. Преимущественно, способности развиваются в условиях ведущей деятельности:
- у дошкольников – в игре;
- младшем и среднем школьном возрасте – в учении;
- в юношеском возрасте – в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей обязательно протекает в определенной деятельности. Например, в процессе труда распределение внимания становится шире, а его переключение – быстрее.
Огромную роль играет труд и в развитии мышления. При овладении трудовыми навыками, развиваются новые форм мышления: практическое, техническое, логическое. В процессе трудовой деятельности и при общении с другими членами трудового коллектива развиваются чувства. При включении в трудовой процесс, ребенок кардинально меняет собственное представление о себе и об окружающей действительности. Радикальные изменения претерпевает самооценка. При общении и овладении новыми знаниями, идет формирование мировоззрения ученика. Работа в коллективе способствует развитию социализации личности ребенка, его способностей, чувств и мышления, что делает его гармонично развитым. Иными словами, труд – один из важнейших факторов, влияющих на развитие личности ребенка.
Трудовое воспитание школьников
Трудовое воспитание предполагает вовлечение учащихся в педагогически организованные типы трудовой деятельности, чтобы передать им производственный опыт, развить трудовые умения, трудолюбие и другие качества работника.
Также трудовое воспитание направлено на начальное профессиональное образование и профессиональную ориентацию.
Цели трудового воспитания:
- развить добросовестное, ответственное и творческое отношение к любому труду;
- накопить профессиональный опыт как условие выполнения важнейших обязанностей человека.
Инструменты и условия трудового воспитания
Труд людей, занятых на материальных производствах, состоит из многообразных форм деятельности, знакомство с которыми в процессе школьного обучения помогает подготовить детей к условиям реальной жизни, к творческому труду.
Дать ученикам трудовые умения и навыки – это еще не значит подготовить их к реальному труду.
К инструментам трудового воспитания относят:
- средства морального и материального поощрения;
- широкие возможности для повышения своих способностей;
- подготовка молодого поколения к труду через семейное воспитание и воспитание в учебных заведениях;
- использование СМИ с целью трудового воспитания.
В трудовой деятельности крайне важен практический показ и обучение детей способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большую роль играет руководство самим процессом труда и оказание помощи ученика в освоении ими рациональных способов выполнения задания.
Значительная роль в формировании позитивного отношения учеников к трудовой деятельности отводится общественному признанию. Это поднимает настроение учеников, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общее благо.
Труд превращается в по-настоящему воспитывающий фактор при соблюдении следующих условий:
- труд учащихся должен быть общественно полезным. Школьники должны понимать, что их труд несет некоторую общественную значимость, приносит пользу окружающим людям;
- результат труда обязательно должен быть представлен полезным продуктом с определенной общественной ценностью. Ученики должны четко видеть реальные результаты своей трудовой деятельности;
- труд учеников должен носить коллективный характер. Коллективный труд – это процесс совместного выполнения общих трудовых задач, то есть труд, объединенный единой целью;
- труд ученика должен быть инициативным. Желательно, что бы трудовая деятельность носила творческий характер, предоставляя школьникам возможность проявлять инициативу, стремясь к новому и к поиску;
- в трудовой деятельности должны быть применены разнообразные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности;
- труд учащихся должен быть посильным, чтобы дети не потеряли веру в себя и не отказывались выполнять даже посильную работу;
- труд учащихся должен быть максимально связан с их учебной деятельностью;
- нельзя наказывать учащихся трудом;
- необходимо требовать от учеников не просто выполнить работу, а выполнить ее тщательно, аккуратно и добросовестно, бережно относясь к материалам, оборудованию и орудиям труда.
Если названные выше требования соблюдаются, то труд для учеников превращается в привлекательный тип деятельности, вызывающий у них чувство морального удовлетворения. В таком труде они получают практический опыт правильного общественного поведения, у них формируется уважения к людям труда.