Сущность и значение трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание – это разновидность совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на формирование у детей общетрудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, развитие ответственности по отношению к трудовой деятельности и ее продуктам.
Трудолюбие и желание трудиться не даны ребенку от природы,эти качества необходимо воспитывать с раннего детства. Труд должен носить творческий характер, так как именно творческий труд делает человека духовно богаче.
Дошкольной педагогикой выдвигаются следующие задачи трудового воспитания дошкольников:
- ознакомить с трудом взрослых и воспитать уважение к нему;
- обучить простейшим трудовым умениям и навыкам;
- воспитать интерес к труду, трудолюбие и самостоятельность;
- сформировать общественно-направленные мотивы труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
Ребенок в своей жизни все время встречается с трудом взрослых и пользуется его результатами. Изначально ребенок интересуется только внешними действиями: непосредственно процессом трудовых действий, движениями механизмов и машин. Позже у детей формируются представления, затрагивающие о суть и значение трудовых действий, и их общественной значимости.
Например, при формировании у младших дошкольников навыков и умений хозяйственно-бытовой деятельности, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой и пр. В средней группе дети полощут и отжимают тряпочку, которой протерли игрушки, стирают кукольную одежду. Старшие дошкольники могут мыть игрушки губкой с мылом, стирать мелкие вещи, готовить необходимое для занятий оборудование, а затем приводить его в порядок.
В ходе обучения детей трудовым навыкам, воспитатель должен формировать у них стремление выполнить самостоятельно все то, что им по силам, оказывая помощь, когда она нужна детям. Нельзя, чтобы дошкольники расстраивались из-за неудачных попыток самостоятельно преодолеть предложенную задачу, так как может сформироваться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Труд должен доставлять детям радость от достигнутых ими результатов, от того, что они приносят пользу другим.
В детском саду начинает формирование у детей коллективного труда. Этот процесс идет постепенно, посредством объединения детей в процессе трудовой деятельности в небольшие группы, имеющие общее задание. Так у детей формируется представление об ответственности за порученное им дело и умение действовать самостоятельно и согласовывать действия.
Типы трудовой деятельности дошкольников
Принято выделять четыре основных типа детского труда:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
На разных возрастных этапах преобладает тот или иной тип трудовой деятельности. Каждый из них имеет определенные возможности для решения воспитательных задач.
Самообслуживание предполагает уход за собой – умывание, переодевание, уборка постели и пр. Воспитательное значение данного вида труда предполагает в первую очередь его жизненную необходимость. Все эти действия дети повторяют ежедневно, поэтому прочно их усваивают и осознают в качестве обязанности.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в ежедневной жизни детского сада, несмотря на то, что его результаты в сравнении с другими видами их трудовой деятельности не настолько очевидны. Данный труд предполагает, что дети будут поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке, помогать взрослым организовывать режимные процессы. Дети отмечают нарушение порядка в игровой комнате и устраняют его без напоминаний со стороны воспитателя. Хозяйственно-бытовой труд предполагает обслуживание коллектива, в связи с чем, заключает в себе большие возможности по воспитанию заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предполагает, что дети будут участвовать в процессе ухода за животными и растениями, выращивать растения в уголке природы, на огороде и в цветнике. Особое значение данного типа трудовой деятельности отводится развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения ко всем живым объектам, любви к родной природе. Он помогает воспитателю решить задачи физического развития детей, совершенствовать движения, повышать выносливость, развивать способность к физическому усилию.
Ручной труд предполагает, что дети будут изготавливать поделки из разнообразных материалов, включая картон, бумагу, дерево, шишки, желуди, солому, кору, кукурузные початки, персиковые косточки, бросовые материалы, перья, обрезки ткани и меха и пр. Возможность подарить сделанные своими руками игрушки и сувениры важна для нравственного воспитания, так дети приучаются оказывать внимание окружающим, то есть трудиться для того, чтобы доставлять им удовольствие.
Ручным трудом развивают конструктивные способности детей, их фантазию, воображение и творчество - чтобы изготовить из природного материала сказочного человечка, ребенок будет подбирать для туловища крупный желудь, чашечку от него использовать как юбочку или шапочку, раскалывать желудь пополам, чтобы сделать ботинки и пр.
Дошкольникам интересно рассматривать природные материалы, чтобы выбрать форму, требующуюся для задуманного предмета: из кленовых семян можно изготовить крылья стрекозы, а из шишки – лешего и пр. В процессе работы дети узнают свойства разных материалов, способы их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенок должен проявить настойчивость для изготовления задуманного предмета, чтобы он получился опрятным и красивым.
Это объясняет большое воспитательное воздействие труда на детей, на формирование у них эстетических чувств и нравственно-волевых качеств.