Основные методы формирования навыка чтения
Метод обучения – это целенаправленная деятельности учителя и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения.
К числу основных методов обучения чтению относятся:
- Буквослагательный метод – буквенный синтетический метод, предполагающий заучивание букв с объединением их в слоги и слова.
- Синтетический звуковой метод – обучение начинается изучением отлетных звуков, а затем – соответствующих букв. После изучения определенного количества звуков и букв, начинают синтетические упражнения: дети соединяют звуки и буквы, составляют слоги и слова.
- Слуховой или слогослуховой метод – разложение слогов на звуки, соединение звуков в слоги, чтение слогов, их произношение.
- Звуковой аналитико-синтетический метод – объединяет процессы анализа и синтеза, систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Отличительная особенность данного метода – введение в практику обучения большого объема звуковой работы, имеющей многоаспектный характер и преобладающей на всех ступенях обучения.
При обучении детей чтению звуковым аналитико-синтетическим методом, ученики знакомятся с буквами в качестве знаков звуков речи и работают над осмыслением акта чтения, то есть, чтобы научиться читать, детям необходимо понять, что речь состоит из слов, а слова могут быть разделены на звуки и слоги, что из слогов и звуков можно построить слова.
Упражнения как метод формирования навыка чтения
Метод упражнений – самый распространенный, наиболее эффективный, и приоритетный среди всех практических методов по закреплению знаний, выработке навыков и умений. Сущность упражнений заключается в многократных действиях, производимых учениками, то есть в тренировке (упражнении) в применении усвоенного материала на практике. Таким образом дети углубляют собственные знания, вырабатывая соответствующие умения и навыки, а также развивают собственное мышление и творческие способности. Таким образом, упражнения должны:
- во-первых, носить созидательны характер и проводиться только когда учащимися усвоен изучаемый материал;
- во-вторых, помогать далее углублять свои знания;
- в-третьих, содействовать развитию творческих способностей детей.
Подбирая упражнения, нужно стремиться, чтобы в них сочеталась подражательная и творческая деятельность, а также требовать от учеников сообразительность, размышления, поиск собственных путей решения определенной задачи.
Подласый И. П. выделил следующие свойства системы упражнений:
- направленность на развитие и закрепление требуемого объема навыков;
- обеспечение необходимой и достаточной повторяемости;
- предложение оптимальной формы предъявления;
- допуск различных форм управления работой учащихся;
- сочетание с применяемыми методами и формами работы.
Нетрадиционные формы обучения чтению
Метод целых слов – это метод, при котором дети запоминают буквы через сопоставление их со звуками, входящими в состав самых употребляемых слов. В этом случае процесс познания включает 4 последовательных этапа:
- осознание, что слово состоит из нескольких звуков;
- вычленение отдельных звуков и слов;
- соотнесение звуков и букв;
- закрепление такого соотнесения как конкретного наглядного представления.
Этот метод является основанием традиционной азбуки, то есть старейшим метод. В новейшей методике этот метод исключает необходимость учить алфавит и правила чтения, и подразумевает необходимость заучивать сразу целые слова.
Фонетический (фонематический метод) зиждется на основании знакомства детей со звуками как таковыми, не привязывая их к конкретным словам.
Чтение по складам (метод Зайцева) базируется на методике Льва Толстого, успешно использовавшего его, чтобы обучать крестьянских детей в школе в Ясной Поляне. Сущность метода – полное игнорирование слога в качестве мельчайшей значимой части слова и перенесение акцента на «склад» - минимально удобную для расчленения в процессе чтения часть слова. На «склады» слово может быть разбито не по правилам, а так, как будет удобно ребенку, лишь бы ему был легко соединить части слова в одно целое.
Зайцев вместо азбуки предложил использовать свои кубики, на гранях которых помещены все склады русского языка, а внутри – разные материалы, которые производят шум. Такие кубики задействуют основные чувственные анализаторы детей – зрительные, слуховые и кинестетические, а также врожденную любовь детей к игре и манипулированию предметами.
Таким образом, единица языка, по Зайцеву, - не звук, буква или слог, а склад.
Склад – это пара, включающая согласный и гласный, согласный и твердый или мягкий знак, или даже одна буква. Например, «ко-ро-ва», «вь-ю-га», «а-и-с-т» и т. д. Складовой принцип чтения – базис метода обучения детей чтению по Зайцеву.
Все, что произносит человек – это комбинация пары гласный - согласный. За согласным обязательно должен следовать гласный звук. Он может не обозначаться при письме, но он обязательно есть. Так, ранее люди чувствовали это и ставили на конце существительных, которые заканчивались на согласный, «ять».