Толерантность и ее критерии
Толерантность – это проявление терпимости к иному мировоззрению, иным взглядам, убеждениям, верованиям.
Проблема повышения социальной толерантности возникла несколько десятилетий назад. Она затрагивает все сферы жизни общества.
Включение толерантности в образовательное пространство, как в иные сферы общества, преследует решение приоритетных проблем мировых взаимоотношений.
Основными критериями толерантности, содержащими ее социальную сущность, являются следующие:
- Возможность свободно придерживаться своих обычаев и традиций для представителей разных культур.
- Возможность равного доступа к различным социальным благам и услугам, образовательным, воспитательным услугам, экономическим ресурсам современного общества. Любой гражданин, независимо от его половой, национальной и религиозной принадлежности, особенностей развития имеет право на получение образования.
- Равноправие участия в политической жизни общества.
- Проявление терпимого отношения ко всем членам социума, независимо от наличия у них инвалидности, ограниченных возможностей, социального статуса – беженец, их принадлежности к сексуальным меньшинствам.
- Сохранение культурной самобытности всех наций и народностей.
- Проявление милосердия, солидарности по отношению к каждому индивиду.
- Свобода вероисповедания.
- Исключение возможности возникновения межэтнических конфликтов и религиозных войн, их мирное разрешение и пресечение на стадии зарождения.
Соблюдение толерантности в социальной жизнедеятельности и образовательной сфере является достаточно сложной задачей. Это обусловлено тем, что сфера образования базируется в своем функционировании на построении системы межличностных взаимоотношений, охватывающих широкий круг индивидов разных наций, религиозных верований, мировоззрений, взглядов, особенностей развития и потребностей. Каждый индивид является, по своей природе, эгоистом. Поэтому, формирование толерантности требует от образовательной сферы такого ее развития, который позволит сделать терпимость сознательно желаемой потребностью каждого члена общества.
образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Толерантная образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы и условия организации образовательного пространства в духе толерантности
В педагогической науке начинает активно формироваться и распространяться отдельная отрасль - педагогика толерантности.
Педагогика толерантности – это отрасль педагогической науки, исследующая педагогический процесс, как систему, ориентированную на развитие личности в духе терпимости т.е. формирования у нее способности к диалогичному восприятию окружающего пространства и диалогичному взаимодействию с ним.
Рисунок 2. Основная цель толерантного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образовательное пространство, организуемое в духе толерантности, должно опираться на следующие принципы своего функционирования:
- Принцип открытости. Процесс воспитания должен проходить в духе свободы, быть открытым для восприятия и понимания своей культуры, культуры других народов, принятии многообразия культур и ценностей и исторического наследия.
- Принцип миролюбия. Необходимо обучать детей мирному решению конфликтных ситуаций. Насилие и жестокость рассматривать в качестве недопустимых способов социального взаимодействия.
- Принцип альтруизма. В детях должны развиваться такие качества, как: солидарность, сопричастность, принятие своей культурной самобытности и проявление уважения к чужой. Также, у детей должны быть развиты навыки положительного социального взаимодействия в условиях множественности культур, нахождения своего места в этой системе.
Развитие толерантных свойств личности должно быть реализовано на всех уровнях и этапах образования. Это является приоритетной задачей всех звеньев образовательной системы. Ее решение требует комплексного подхода, базирующегося на применение различных приемов и методов обучения и воспитания, использования разных технологий, подходов. Чтобы этот процесс стал эффективным, необходимо соблюдать ряд важных условий построения толерантной образовательной среды:
- В основу организации образовательного пространства должны быть положены условия формирования благоприятной эмоциональной и психологической среды в учебном учреждении. Педагог должен демонстрировать учащимся личный пример толерантности: быть доброжелательным, носится ко всем учащимся равнозначно, адекватно оценивать их успехи и неудачи, не выбирать «любимчиков», опираться на индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, формировать паритетные взаимоотношения с учащимися;
- Развитие у учащихся навыков толерантных взаимоотношений. У каждого учащегося должны быть сформированы навыки и выработана готовность к построению диалогов с представителями других наций и культур. Для начала, необходимо сформировать у каждого учащегося принятие себя и развить основные социальные свойства. Далее требуется развить гуманное отношение к другим народам. У ребенка надо развить навыки рассмотрения других культур, как совокупностей положительных черт, которые просто отличаются от черт собственной культуры. У детей должно быть развито стремление к построению доброжелательных взаимоотношений к людям другой нации, вероисповедания и т.д.;
- Использование в обучении личностно-ориентированного подхода. Такой подход способствует построению партнерских отношений с учащимися и в их коллективе, где каждый имеет право на свой взгляд, свободно выражает свою точку зрения, прислушивается к мнению другого члена коллектива, способен проявить уважение к чужому труду, милосердие и солидарность. Работа педагога сводится к такому построению учебно-образовательного пространства, которое опирается на систему диалогических взаимоотношений: диалог культур, традиций, обычаев, мнений, взглядов, точек зрения.
Построение толерантного образовательного пространства должно стать фундаментом формирования зрелой личности с активной жизненной позицией, в духе терпимости, наделенной своими ценностными ориентирами, умеющей их отстаивать, но сохраняя уважение и признание наличия иных ценностных установок, интересов и жизненных позиций.