Понятие воспитания и направления воспитания детей в детском саду
Под воспитанием понимается процесс, в ходе которого осуществляется целенаправленное воспитание личности в условиях социально организованной воспитательной системы.
В дошкольных образовательных организациях осуществляется воспитание детей в соответствии со следующими направлениями:
- умственное воспитание (в рамках данного направления воспитания детей в детском саду происходит интеллектуальное развитие ребёнка, развивается логическое мышление, речь, математические представления);
- трудовое воспитание (воспитывается трудолюбие, детей приобщают к разным видам трудовой деятельности);
- эстетическое воспитание (происходит ознакомление дошкольников с разными видами искусства, развиваются художественно-творческие способности, дошкольников учат рисовать, лепить, конструировать, выполнять аппликации, петь, танцевать);
- нравственное воспитание (данное направление в воспитании дошкольников способствует формированию навыков культурного поведения в обществе, уважения к старшим, взаимопонимания со сверстниками);
- поликультурное воспитание (при реализации данного направления дети знакомятся с культурой и обычаями разных народов, формируется толерантное отношение и терпимость к людям других национальностей);
- экономическое воспитание (в задачи данного направления воспитания дошкольников включается формирование первоначальных представлений о деловых навыках, ознакомление с профессиями и их особенностями);
- физическое воспитание (направлено на укрепление здоровья, обеспечение закаливания организма ребёнка, повышение двигательной активности, развитие и совершенствование основных видов движений и физических качеств);
- экологическое воспитание (воспитывается бережное отношение к природе, усваиваются взаимосвязи в живой и неживой природе).
Использование дидактической игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста
Процесс воспитания детей дошкольного возраста осуществляется посредством ведущей на данном возрастном этапе деятельности – игровой. Педагогами широко используются дидактические игры, являющиеся разновидностью игр с правилами, которые созданы специально для осуществления воспитания и обучения детей.
Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм.
Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания дошкольников: посредством дидактических игр совершенствуются движения дошкольников, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа.
Использование дидактических игр направлено на усвоение и закрепление у детей дошкольного возраста знаний, умений и навыков, речевое развитие и развитие умственных способностей. Различное содержание дидактических игр может способствовать экологическому, правовому, экономическому, поликультурному воспитанию детей. К примеру, если в содержание игры входит ознакомление детей с живой и неживой природой, их взаимосвязи, то игры решают задачу экологического воспитания, если в содержание игры включаются понятия «деньги», «стоимость» и т.д. – экономическому воспитанию, использование реальных предметов и игрушек различного цвета, размера, изготовленных из различного материала – умственному воспитанию.