Характеристика возрастного этапа
Возрастной этап в развитии ребёнка от $0$ до $1$ года в литературных источниках определяется как «младенческий». На протяжении данного возрастного периода происходит функционирование ребёнка на уровне индивида, он не сформирован как личность. Данный возрастной этап характеризуется осуществлением тесных контактов ребёнка с окружающими его людьми, ребёнок взаимодействует с предметами материальной и духовной культуры, эмоциональное общение взрослого и ребёнка способствует психическому и поведенческому развитию младенцев. К концу младенческого возраста ребёнок овладевает хватательными движениями, ходьбой, речью.
Основные задачи воспитания
В младенческом возрасте взрослыми решается ряд важных задач воспитания детей:
- обеспечивается гигиенический уход за ребёнком;
- создаётся благополучная и спокойная обстановка в семье;
- формируются положительные и предупреждается возникновение отрицательных привычек.
Основной механизм развития
Основным механизмом развития ребёнка младенческого возраста является подражание взрослым, посредством подражания взрослому ребёнок овладевает предметно-манипулятивными действиями и средствами общения. Взрослыми на данном возрастном этапе должно быть предусмотрено предвосхищение возможных действий ребёнка, максимальное расширение поля безопасного действования, разнообразие взаимодействий с ребёнком в ходе использования различных действий, которые должны быть совместными, предложение детям некоторых новых форм сотрудничества.
Особенности воспитания
Процесс воспитания детей младенческого возраста делится на четыре периода, каждый из которых составляет три месяца.
-
Первый период – 0-3 мес. На протяжении данного периода происходит формирование хороших привычек и предупреждается появление вредных, закладываются основы общения, развивается сенсорное восприятие. Важным является организация правильного режима питания. На протяжении трёх месяцев ребёнок овладевает следующими привычками: засыпания без пустышки; держания головы, проведения некоторого времени в кровати, самостоятельного развлекания себя, засыпания без укачиваний, ориентироки в пространстве, реакции на звук и свет. Особое внимание уделяется организации гигиенических процедур, формированию умений держать голову, организации общения.
-
Второй период – 3-6 мес. – на протяжении данного периода происходит активное развитие сенсорного, слухового и зрительного восприятия, подготовка к будущему речевому развитию – активизация гуления, лепета, знакомство с окружающим миром посредством привлечения внимания к звукам, предметам окружающего мира с обязательным проговариванием наблюдаемых предметов и явлений. В режим дня ребёнка включаются проведение массажа и зарядки.
-
Третий период – 6-9 мес. – происходит заметное возрастание активности ребёнка, дети осваивают умения ползания, вставания, некоторые учатся ходить, уделяется большое внимание физическому развитию – предоставление возможности свободного перемещения по дому, продолжается проведение массажа и зарядки. На данном этапе важным является приучение ребёнка к горшку, мытья рук перед приёмами пищи, путём одевания нагрудничков и замены испачканной одежды с обязательным речевым сопровождением происходит развитие аккуратности, использования зубных щёток, детей знакомят со словами «нет», «нельзя». Ежедневно проводятся занятия с детьми, в процессе которых средствами игры осваивается окружающий мир, происходит демонстрация действий простейших игрушек. На данном этапе начинают развиваться речевые навыки, поэтому важным является чтение стихов и потешек, рассматривание картинок, разыгрывание маленькие представлений с игрушками, поддержание постоянного разговора с ребёнком
-
Четвёртый период – 9-12 мес. – активно осваивается ходьба, общение со взрослым, прививаются навыки совершения действий с предметом, осваиваются форма предмета, размер и материал, из которого сделан предмет. Игровая деятельность оказывает помощь в организации действий с предметами – сортировки предметов, поиску предметов по форме, размеру, материалу, собирания пирамидки, матрёшки. Основными методами воспитания на данном этапе являются: собственный пример, объяснение, поощрение. Для пресечения нежелательного поведения и негативных привычек ребёнка используется слово «нельзя».