Первые месяцы жизни
В младенческом возрасте дети беспомощны, психологические реакции бедны. Все это может создать иллюзию, что в этот период с ребенком как с личностью ничего не происходит. Соответственно делаются поспешные выводы о том, что в младенчестве рано заниматься воспитанием характера ребенка.
Обращение с детьми в младенческом возрасте существенно различается не только в разных странах и в различных народностях, но и в каждой семье. Различия касаются физического ухода, питания и многого другого. Все это оказывает влияние на психологическое развитие детей.
Воспитание ребенка начинается с общения. Характер общения матери с ребенком в первые месяцы жизни определяет его личностное развитие в дальнейшем. Свойства, которые человек проявляет во время общения передаются от матери к ребенку и, скорее всего, происходит этот процесс в младенческом возрасте. Известно, что генотипический процесс передачи свойств здесь не работает. В наше время психология располагает исчерпывающими доказательствами, что от матери к ребенку или от человека ее заменяющего передаются качества, которые используются при эмоциональном взаимоотношении: открытость в общении, стремление к сближению с человеком, потребность в общении, доверие, привязанность и т.д. Данные свойства индивидуума с младенческого возраста определяют характер ребенка и в дальнейшем влияют на формирование его как личности.
Полугодовалый возраст
После шестимесячного возраста ребенок начинает проявлять качество личности, которое сохранится с ним на всю дальнейшую жизнь – привязанность к людям. Младенец начинает избирательно подходить к людям, кто - то ему нравится, а кто - то нет. К тем людям, к которым ребенок испытывает симпатию, он чаще обращается, старается находиться рядом с ними.
Объект младенческой привязанности может оказывать сильное воспитательное воздействие на ребенка. Младенец рядом с таким человеком спокоен, дружелюбен и раскован. Для того, чтобы ребенок испытывал чувство привязанности к человеку, необходимо чутко отзываться на его сигналы –плач, улыбку, потребности. Младенец психологически привяжется сильнее к эмоционально-положительной реакции человека на них. Мягкость, доброта и чуткость способствуют развитию эмоциональной привязанности у детей.
От года до трех лет
Аккуратность и дисциплина начинает прививаться ребенку уже на первом году жизни. Чем раньше эти качества сформируются, тем лучше. Аккуратность и дисциплина стоят у истоков многих других полезных свойств личности.
Важнейшей чертой характера, которая приобретается в трехгодовалом возрасте, считается адекватная самооценка. Если самооценка сформирована правильно, то такой ребенок быстрее развивается в личностном плане. Если самооценка завышена или занижена, то такой ребенок будет отставать от сверстников в психическом развитии.
Основополагающую роль в формировании самооценки ребенка является взрослый человек, который пользуется симпатией ребенка. Какую оценку даст взрослый, такую оценку на себя и примерит ребенок. Родителям необходимо следить за тем, как они оценивают своего малыша.
Уровень притязаний должен быть также на адекватном уровне. Если ребенок на пути своего взросления встречает только успех, то уровень его притязаний будет выше и наоборот. Самооценка и уровень притязаний тесно связаны между собой. Совместно два этих качеств формируют особое качество характера ребенка- потребность в успехе.
Интересную закономерность, показывающую связь системы воспитания детей с развитием у них этой потребности, обнаружил Д. Макклелланд. Он показал, что формирование с раннего возраста самостоятельности и чувства ответственности у детей, развитие у них стремления к достижению успехов положительно связаны с социально-экономическим развитием страны, где живут эти дети.